Мэра Вардана Гукасяна задерживали с привлечением спецназа. Кадр из видео канала 168.am на YouTube
В Армении по обвинению в коррупции на два месяца арестовали мэра Гюмри Вардана Гукасяна. Он избрался всего полгода назад, но оппозиция успела сделать его одним из своих символов. При этом Гукасян известен не только как политик. В публикациях местных СМИ он фигурировал как криминальный авторитет Варданик, контролировавший Гюмри с 1990-х годов.
Вместе с Гукасяном были задержаны еще семь человек, включая главного архитектора Гюмри. По версии следствия, они узнали о незаконной постройке площадью 1500 кв. м, которую нужно было снести. За взятку в 4 млн драмов (около 846 тыс. руб.) Гукасян и его подручные пообещали составить документы о том, что постройка разрушена и построена заново теперь уже на легальных основаниях. А чтобы никто не узнал о преступном замысле, они установили слежку за представителями местной оппозиции (то есть сторонниками правительства Никола Пашиняна) и путем шантажа убеждали их не лезть не в свое дело.
Гукасян не чужой для Гюмри человек. В частности, он правил городом с 1999 по 2012 год и за это время успел зарекомендовать себя как криминальный авторитет, способный добиваться нужного результата любыми методами. В том числе с его командой народная молва связывала убийства, изнасилования, вымогательства… В Армении Гукасяна прозвали Варданик, и он нисколько этого не стесняется. Например, сразу после бархатной революции Пашинян пообещал положить конец присутствию криминала в политике. В ответ бывший мэр заявил, что в мире нет более разумных людей, чем воры в законе, и что при нем Гюмри был «самым некриминальным» городом Армении.
Несмотря на все это, в апреле 2025 года Гукасян опять стал мэром Гюмри. На местных выборах он возглавил список Коммунистической партии, которая набрала 20% голосов избирателей при явке в 42,66%. «Гражданский договор» Пашиняна получил 36,8%, но мэра избирают члены местного парламента, и оппозиция смогла объединиться вокруг Гукасяна. Для противников правительства это стало первой за долгое время решительной победой.
Мэр Гюмри и премьер-министр Армении не стали скрывать ненависть друг к другу, напротив, при каждом удобном случае они акцентировали на ней внимание аудитории. 1 октября Пашинян заявил, что второй по величине город страны (население около 110 тыс. человек) находится под контролем вора, ставящего под сомнение суверенитет республики. «Таких мы должны выбрасывать из политической и общественной жизни», – подчеркнул премьер-министр.
Гукасян не смирился с поражением Армении во второй войне за Карабах и винит в нем Пашиняна. По его мнению, если бы премьер работал над укреплением союза с Москвой, этого не случилось бы. В связи с этим он призывает Ереван вступить в Союзное государство России и Белоруссии. Пашинян считает, что это приведет к утрате Арменией суверенитета.
Как бы там ни было, утром 20 апреля Гукасян, узнав, что за ним идут силовики, забаррикадировался в мэрии и обратился к своим сторонникам. «Гордые и справедливые жители Гюмри! Пришло время отстаивать наш город и наше достоинство… Мы, гюмрийцы, обязаны сохранить право избирать и защищать нашего мэра. Объединяйтесь, высказывайтесь, не молчите. Гюмри силен своими людьми», – заявил Гукасян.
К этому моменту возле мэрии собралась группа поддержки мэра, состоящая в том числе из сотрудников коммунальных служб и других бюджетных организаций. Также присутствовали молодые люди спортивного телосложения, которые были настроены защищать своего лидера всеми доступными средствами.
Впрочем, их было явно недостаточно для того, чтобы противостоять правоохранителям. За Гукасяном приехал не один наряд полиции, а целая армия силовиков, которые в считаные минуты оккупировали весь центр Гюмри. Сторонники подозреваемого в коррупции градоначальника буквально терялись в толпе краповых беретов. В результате сотрудники правоохранительных органов выломали двери в здание мэрии, выволокли оттуда подозреваемого и отвезли его в Антикоррупционный суд Еревана.
Не забыли силовики и об участниках протеста. Следственный комитет Армении возбудил уголовное дело по факту участия в массовых беспорядках. Были задержаны свыше 30 человек. Им может грозить до трех лет лишения свободы.
Примечательно, что в Ереване никаких протестов уже не было. Поначалу вход в Антикоррупционный суд охраняли всего три полицейских. Мимо них как ни в чем не бывало ходили занятые своими делами ереванцы. Потом подтянулась небольшая группа оппозиционеров, но они вели себя тихо.
На суде выяснилось, что Гукасяну вменяют несколько преступлений, большая часть которых была совершена до того, как он стал мэром. «Часть описанных деяний относится к декабрю 2024 года и февралю 2025 года. В это время Гукасян не был главой общины… Только один из шести-семи эпизодов касается его нынешних полномочий», – заявил адвокат мэра Гюмри Арамаис Айрапетян.
Как бы там ни было, противники премьер-министра Армении Никола Пашиняна уверены, что он превращается в диктатора. «Аресты священнослужителей (архиепископы Микаел Аджапахян и Баграт Галстанян, епископ Мкртич Прошян и другие), бизнесмена и мецената Самвела Карапетяна и происходящее сегодня в Гюмри не оставляют камня на камне от николовского демократического пузыря. В Армении нет демократии», – считает зампред Республиканской партии Армении Армен Ашотян.
Парламентский блок «Армения» экс-президента Роберта Кочаряна и вовсе призвал сограждан на борьбу с режимом. «Призываем граждан Армении повсеместно отвергать данную власть. Никол Пашинян объявил войну армянскому народу. Будьте уверены, он проиграет эту войну», – говорится в его заявлении.
Представители движения «По-нашему» опального олигарха Карапетяна предупредили жителей Армении, что рано или поздно репрессии коснутся каждого из них. «Если народ не выразит свой протест и не выступит в эти дни, Армения очень скоро превратится в тотальную диктатуру», – заключили в движении.
В армянских медиа никто не сомневается, что власти и оппозиция перешли к следующему этапу подготовки к парламентским выборам, которые состоятся в июне 2026-го. Власти уже посадили в тюрьму ярких церковников, олигарха, способного профинансировать предвыборную кампанию оппозиции, и мэра города, доказавшего, что режим можно победить на выборах. В то же время президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что Баку снял ограничения на транзит товаров в Армению – а Пашинян добивался этого с конца второй войны за Карабах. Первым доставленным грузом станет зерно из Казахстана. Оппозиции пока похвастаться нечем.