Несмотря на противодействие правоохранительных органов, переполненные лодки с нелегальными мигрантами почти ежедневно пытаются пересечь пролив Ла-Манш. Фото Reuters
Правительство Великобритании приняло решение бороться с незаконной миграцией, нацелившись не на самих нелегалов, а на тех, кто участвует в организации подпольного пересечения границы. С 23 июля начнут действовать санкции в отношении компаний, полицейских и контрабандистов, получающих выгоду от переправки мигрантов через пролив Ла-Манш. Однако некоторые парламентарии ставят под сомнение результативность объявленных мер.
С 23 июля в Великобритании вступают в силу санкции, направленные на борьбу с незаконным пересечением Ла-Манша, который разделяет Францию и Великобританию. Через пролив на небольших лодках, часто надувных, в Соединенное Королевство прибывают тысячи нелегальных мигрантов и просителей убежища, преимущественно выходцы из Ближнего Востока и стран Тропической Африки, которые тем или иным путем незаконно попали во Францию или, реже – в Бельгию.
Министерство внутренних дел страны сообщает о рекордном числе нелегалов, использовавших в этом году данный маршрут, чтобы добраться до Великобритании. С начала года – это примерно 20 тыс. человек. Только за последнюю неделю, с 14 по 20 июля, в страну прибыло 1042 таких непрошеных гостя. «Рекорд» за это лето был поставлен 4 июля, когда Ла-Манш незаконно пересекли 500 мигрантов. А «рекорд» года был 31 мая: 1200 человек.
Толпы мигрантов, чуть ли не ежедневно прибывающих в страну, конечно, вызывают беспокойство британского правительства. Однако там на многолетнем опыте убедились, что жесткий, непроницаемый контроль всей акватории пролива едва ли осуществим. Как ни старайся, какая-нибудь лодка все равно достигнет берега. Поэтому премьер-министр Кир Стармер решил разрушить саму преступную систему посредством санкций.
Непосредственные авторы инициативы – министр иностранных дел Дэвид Лэмми и министр внутренних дел Иветт Купер. Подготовленный ими обширный пакет ограничений направлен на борьбу с контрабандой людей и организованной иммиграционной преступностью, а не с самими нелегалами или мелкими контрабандистами – «капитанами» суденышек, незаконно перевозящих людей через Ла-Манш. По задумке властей Великобритании, санкции коснутся торговцев поддельными паспортами и фирм, поставляющих оборудование для тех самых лодок, на которых перевозят нелегалов. С ограничениями столкнутся главари контрабандистов – те, кто, по данным полиции, контролирует миграционные маршруты и организует транспортировки. Планируется, что санкции также станут оружием против коррумпированных полицейских, которые получают свою «долю» от незаконных перевозок через Ла-Манш.
Для эффективной борьбы с контрабандой людей британские власти решили не игнорировать Францию, с северо-западного побережья которой и плывут мигранты. В начале месяца Стармер объявил, что запускается совместный франко-британский пилотный проект. Его суть в том, что Великобритания будет возвращать во Францию некоторое количество нелегалов, пытавшихся незаконно попасть в страну, и принимать такое же количество просителей убежища, находящихся во Франции, которые не пытались незаконно въехать в Соединенное Королевство (так называемый принцип «один пришел – один вышел»). По идее, это должно убедить мигрантов, что пускаться в рискованное путешествие через Ла-Манш не имеет смысла.
Санкционные меры, инициированные в Великобритании, являются относительным новшеством в европейской практике борьбы с нелегалами. Как правило, миграционные процессы стремятся контролировать посредством ужесточения пограничного контроля и усложнением процедуры легализации мигрантов в стране, в которую они прибыли. Например, власти выдвигают больше требований к кандидатам на получение визы, вида на жительства или статуса беженца, увеличивают сроки рассмотрения заявлений. К давлению на организаторов трафика прибегают нечасто, так как есть большие сомнения в эффективности такого рода мер. И критики инициативы Стармера, например оппозиционная Консервативная партия, уже говорят, что санкции не помогут справиться с проблемой. «Вы не остановите пересечение Ла-Манша, заморозив несколько банковских счетов в Багдаде или наложив запрет на въезд торговцу шлюпками в Дамаске, – заявил консерватор, депутат парламента Крис Филп. – Ежедневно прибывают толпы молодых людей на лодках, купленных в интернете, под руководством торговцев людьми, которые смеются над нашими законами и наживаются на нашей слабости».
Но каковы бы ни были аргументы критиков Стармера, его мотивы тоже можно понять. Британское общество требует от правительства так или иначе решить проблему нелегальной миграции. Об этом свидетельствуют не только данные социологических опросов и результаты выборов, но и участившиеся инциденты, связанные с нелегалами или с их противниками. Так, 20 июля в Лондоне прошла демонстрация у отеля, где в настоящее время размещают просителей убежища. Поводом для акции стало задержание мигранта по подозрению в сексуальном насилии. Негодующие британцы даже закидали камнями и яйцами полицию, которая пыталась защитить пресловутый отель.
С учетом этого действующему правительству остается надеяться, что предпринятые меры окажутся достаточно эффективными, чтобы успокоить британцев и ослабить трения с оппозицией.
Ведущий научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН Кира Годованюк в комментарии «НГ» отметила, что скептицизм по отношению к мерам правительства оправдан, учитывая беспрецедентные масштабы нелегальной миграции. «Главная проблема в том, что страна не имеет легальных механизмов по возврату мигрантов на территорию ЕС, так как не участвует в Дублинском регламенте», – подчеркнула эксперт. Дублинский регламент – это документ ЕС, определяющий, какое государство несет ответственность за прием и рассмотрение заявлений соискателей статуса беженца. После выхода из Евросоюза Великобритании он не касается. Поэтому ей приходится договариваться с отдельными странами. «Совместный пилотный проект с Францией видится правительством Стармера как первый шаг к полномасштабному соглашению с ЕС по возврату нелегальных мигрантов. Но сейчас Брюссель не готов вести переговоры по этому вопросу», – сказала Годованюк. Несмотря на сложности, обсуждение миграционной проблемы идет и с Германией. По словам эксперта, «у британских правоохранительных органов есть данные, что часть контрабандистов координирует свою деятельность из Германии, поэтому недавние договоренности с Берлином включают меры противодействия организаторам незаконной миграции». Однако и санкции, и договоры – это полумеры, замечает Годованюк. «Великобритания пытается разработать комплекс решений, но я бы назвала все их точечными. Власти пока не могут справиться с проблемой нелегального пересечения Ла-Манша, так как страна вышла из ЕС и перестала быть частью общеевропейской системы предоставления убежища», – считает эксперт.