0
491
Газета Экономика Печатная версия

22.07.2025 20:35:00

Российская экономика рискует попасть в стагфляционную ловушку

Даже экстремально низкая ключевая ставка не станет сразу же залогом сверхбыстрого роста

Тэги: перспективы экономики, риски стагфляции, цб, ключевая ставка, тарифы жкх, экономическая активность


перспективы экономики, риски стагфляции, цб, ключевая ставка, тарифы жкх, экономическая активность Глава Минэкономразвития Максим Решетников ранее опасался рецессии. Как выяснилось, теперь для экономики РФ актуальнее другой сценарий. Фото РИА Новости

В дискуссиях о перспективах экономики новый поворот. Пока Центробанк (ЦБ) в преддверии заседания по ключевой ставке соблюдает «неделю тишины», эксперты обсуждают риски стагфляции – это сочетание экономического застоя или даже спада с высокой инфляцией. В стагфляционную ловушку рискует попасть и сам ЦБ, снижая ставку. Как пояснили эксперты «НГ», даже экстремально низкая ключевая ставка сейчас не станет гарантией сверхбыстрого экономического роста. Ведь помимо недоступности кредитов есть и другие фундаментальные барьеры. Среди них – экономическая неопределенность и завуалированные, но до сих пор не преодоленные ограничения для спроса как внутреннего, так и внешнего.

Повышение в июле тарифов ЖКХ вновь сделало актуальными опасения очередного ускорения инфляции в стране. Но, несмотря на такое тарифное давление на цены, которое будет проявляться в виде растущих издержек почти на всех этапах производства, эксперты сейчас верят в снижение ключевой ставки на ближайшем заседании совета директоров ЦБ 25 июля. Пока сам ЦБ соблюдает «неделю тишины» и не подает никаких новых сигналов, эксперты соревнуются в прогнозах относительно того, на сколько ставку снизят – на 1 процентный пункт или даже больше.

И самое главное: все более мрачным фоном для таких дискуссий и ожиданий сейчас служит чуть ли не фронтальное охлаждение экономической активности, темпы которого непрерывно увеличиваются с начала этого года (см. подробнее «НГ» от 20.07.25).

По данным Росстата, по итогам первого квартала 2025-го годовой рост ВВП РФ составил 1,4%. Это хуже оценки Минэкономразвития (1,7%), оценки ЦБ (2%) и ожиданий аналитиков – например, консенсус-прогноз Интерфакса ранее предполагал рост в первом квартале на 2,2% в годовом исчислении. И это существенно хуже, чем было в четвертом квартале 2024-го, когда экономика России выросла в годовом сопоставлении на 4,5%.

Во многих гражданских отраслях промышленности сейчас наблюдается выраженный спад. Жилищное строительство ушло в минус. Все отчетливее намечается «кризис потребительского спроса» (терминология экспертов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования – ЦМАКП). И даже инвестиционные перспективы оборонно-промышленного комплекса начинают вызывать определенные опасения из-за рисков чрезмерного затухания бюджетного импульса.

«По цифрам у нас охлаждение, но у нас все наши цифры – это зеркало заднего вида. По текущим ощущениям бизнеса, по индикаторам мы, мне кажется, уже на грани перехода в рецессию», – сообщал также на Петербургском экономическом форуме глава Минэкономразвития Максим Решетников.

Но теперь эксперты перешли к обсуждению еще одного гипотетического сценария для российской экономики. Теперь это уже не стагнация, то есть не застой. И даже не упомянутая ранее министром рецессия (или спад) – в этом случае, кстати, отметим: в середине июля Центробанк поспешил сообщить, что российская экономика, по оперативным данным, во втором квартале 2025-го могла хоть и несущественно, но все-таки вырасти по сравнению с уровнем первого квартала. И если это подтвердится, тогда любые рассуждения о рецессии можно считать опровергнутыми.

Так что новый пункт в перечислении негативных сценариев для экономики РФ – это теперь стагфляция: сочетание экономического застоя или даже спада с высокой инфляцией. С учетом того, что происходило в экономике РФ в первом квартале, «если так пойдет и дальше, после подведения итогов второго квартала может оказаться, что российская экономика вплотную приблизилась к стагфляции». С таким предупреждением выступили эксперты ЦМАКП в июльском мониторинге макроэкономических тенденций.

В таких противоречивых условиях снижение ключевой ставки ЦБ, которого от регулятора действительно многие небеспричинно давно ждут, может оказаться вовсе не оживляющей экономику мерой, а еще большей проблемой из-за дальнейшего раскручивания инфляции. Потому что и сам ЦБ, и правительство, и бизнес – все оказались на пороге описанной выше стагфляционной ловушки.


134-4-1-650.jpg
Инфляция и экономический рост, квартал
к соответствующему кварталу предшествующего года,
в процентах. В 2025-м экономика РФ максимально
приблизилась к состоянию,
которое можно назвать стагфляцией.  Источник: ЦМАКП
Правда, в этом случае терминология тоже может вызывать определенные сомнения. Например, как пояснила «НГ» и.о. завкафедрой Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова Светлана Фрумина, с одной стороны, на основе текущей макроэкономической динамики можно выявить признаки «мягкой рецессии» в потребительском сегменте и замедления кредитной активности, что в совокупности с высокой ключевой ставкой и слабым ростом потребления требует осторожной макроэкономической интерпретации.

Однако, с другой стороны, классической стагфляцией такую динамику назвать пока нельзя, считает Фрумина. Ведь «уровень безработицы и корпоративных дефолтов остается стабильным, а банковская система демонстрирует прибыль».

Но в любом случае – и многие опрошенные «НГ» эксперты это признают – риски попадания в стагфляционную ловушку действительно есть, и они усугубляются тем, что проблемы российской экономики не сводятся только к недоступности кредитования, несмотря на то что этот фактор важен. Ключевая ставка – не единственный, хоть и болезненный, ограничитель роста.

Есть и другие фундаментальные барьеры, которые до сих пор не сняты, но о которых в последнее время говорилось заметно меньше, чем о ставке ЦБ, – возможно, потому что они воспринимались как само собой разумеющееся. И эти барьеры предстоит преодолевать всем: не только Центробанку, но и правительству, и самому бизнесу с опорой и даже без опоры на какую-либо поддержку сверху.

Как пояснил «НГ» старший научный сотрудник лаборатории структурных исследований Президентской академии Владимир Еремкин, проблемы современной российской экономики носят глубокий, структурный характер. «Трудности связаны в первую очередь с санкционным давлением, ограничениями платежеспособного спроса, проблемами во внешней торговле и высокой неопределенностью долгосрочных перспектив», – пояснил он.

По его словам, это значит, что даже экстремально низкая ключевая ставка в таких условиях не станет панацеей, так как она не устраняет фундаментальных барьеров для роста.

«Безусловно, проблемы российской экономики не ограничиваются высокой ключевой ставкой. Более того, заострение внимания на этой проблеме представляется несколько гипертрофированным», – считает руководитель отдела компании «Финам» Ольга Беленькая.

Ведь, в частности, текущая неясность экономических перспектив – это, по замечанию эксперта, не меньший ограничитель для расширения инвестиций, чем дорогие кредиты. «Соглашусь, что даже нулевой (гипотетический) уровень ключевой ставки не стал бы сейчас стимулом сверхвысокого роста экономики», – добавила Беленькая.

Как напомнила Фрумина, в истории современной России есть примеры денежно-кредитной политики времен Виктора Геращенко, в которой ключевая ставка играла важную, но не доминирующую роль.

«Несмотря на радикально различный макроэкономический контекст, ряд фундаментальных вызовов сейчас схож – ограниченность предложения, слабый спрос, недоверие к денежно-кредитной политике, – перечислила эксперт. – Поэтому можно утверждать, что ставка не может выступать автономным драйвером восстановления без фискальной поддержки, доверия к проводимой политике и адресных стимулов для инвестиций».

«Действительно, только изменением ставки проблему уже не решить – нужны комплексные меры, – продолжила доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Мягкова. – Правительству необходимо внедрять меры по стимулированию реального спроса: поддержку доходов населения и, например, целевые субсидии; улучшать условия для малого и среднего бизнеса, а также снижать административные барьеры, способствуя импортозамещению и диверсификации экспортных рынков».

Центробанк, в свою очередь, по мнению Мягковой, должен придерживаться взвешенной монетарной политики, балансируя между контролем инфляции и стимулированием роста, избегая резких и неожиданных шагов. А бизнесу необходимо продолжить адаптацию к новым реалиям, оптимизируя издержки, искать новые ниши и инновационные решения. 


Читайте также


Бизнес отреагировал пессимизмом на повышение коммунальных тарифов

Бизнес отреагировал пессимизмом на повышение коммунальных тарифов

Ольга Соловьева

Инфляционные ожидания предприятий перешли в рост после шести месяцев снижения

0
2505
Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Ольга Соловьева

Жесткая политика Центробанка не охладила спроса предприятий на кредиты

0
1864
Прокуроры проверят правомерность роста коммунальных тарифов...

Прокуроры проверят правомерность роста коммунальных тарифов...

Анастасия Башкатова

Центробанк сформулировал пять принципов для искусственного интеллекта

0
2706
Ключевую ставку предложено урезать вдвое

Ключевую ставку предложено урезать вдвое

Анастасия Башкатова

Малая доступность кредитования не должна быть единственным обоснованием неэффективности бизнеса

0
7023

Другие новости