От главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной ждут решительных действий по снижению ключевой ставки.
Фото РИА Новости
Рынок ожидает, что уже 25 июля на очередном заседании совета директоров Центробанка (ЦБ) регулятор примет решение о дальнейшем снижении ключевой ставки. Примечательно, что в самом ЦБ в преддверии заседания неожиданно фиксируют рост инфляционных ожиданий бизнеса. Эксперты перемену настроений предприятий связывают с увеличением коммунальных тарифов. «Любое повышение тарифов на коммунальные услуги для бизнеса является сигналом о том, что будут повышаться оптовые цены, а значит – тарифы ЖКХ и их рост являются важным драйвером роста издержек предприятий», – поясняют экономисты.
Различные опережающие индикаторы указывают на ухудшение настроений бизнеса в июле. К примеру, обнародованные в понедельник данные конъюнктурных опросов представителей промышленности от Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН свидетельствуют об «уверенном пессимизме» в российской промышленности в июле. «Июльские прогнозы продаж не изменились после резкого снижения в июне до 35-месячного минимума – таких пессимистичных прогнозов спроса в российской промышленности не было с июля 2022 года», – комментирует автор исследования экономист Сергей Цухло. Кроме того, продолжает он, в июле опросы зарегистрировали также снижение оптимизма в планах выпуска продукции предприятий – баланс производственных намерений отечественных предприятий впервые с августа 2022 года стал отрицательным.
Как следует из мониторинга предприятий, который проводит ЦБ, в июле ценовые ожидания бизнеса неожиданно повысились после шести месяцев снижения. Инфляционные ожидания бизнеса в июле повысились сразу на 0,4 пункта, до 18,7 пункта, после шести месяцев снижения. При этом ЦБ отмечает, что их уровень остается повышенным и существенно превосходит значения 2017–2019 годов, когда инфляция была вблизи цели. Так, средний ожидаемый предприятиями темп прироста цен на следующие три месяца (в годовом выражении) в июле составил 4,9% после 4,6% в июне.
В ведомстве Эльвиры Набиуллиной замечают, что наибольший рост показателя был зафиксирован в электроэнергетике и водоснабжении, что связано с повышением с июля уровня тарифов на коммунальные услуги. «Некоторое снижение ожидаемого прироста цен отмечалось в добыче, транспортировке и хранении, торговле автотранспортными средствами, а также в обрабатывающих производствах», – добавляют в ЦБ. При этом в производстве промежуточных товаров прирост цен ожидается околонулевым. Кроме того, минимальный прирост цен ожидают предприятия добывающей отрасли и сельского хозяйства (1,75 и 2,37% соответственно).
Поясним, под ценовыми ожиданиями предприятий понимается баланс ответов бизнеса на вопрос о том, как изменятся в следующие три месяца цены на готовую продукцию (услуги) предприятия. Впоследствии баланс ответов рассчитывается как отношение разницы между долями ответов «увеличатся» и «уменьшатся» к общей сумме долей ответов «увеличатся», «уменьшатся» и «не изменятся». В результате положительный баланс ответов характеризует преобладание оценок ожидаемого роста цен; отрицательный – преобладание оценок снижения цен. Изменение баланса ответов по сравнению с предыдущим месяцем отражает качественные характеристики процесса: направленность и интенсивность его динамики. Таким образом, увеличение положительного баланса ответов свидетельствует об усилении ожидаемого роста цен, снижение – о его замедлении. В июльском опросе ЦБ приняли участие 11,6 тыс. нефинансовых предприятий.
Также сообщается об ускорении роста текущих отпускных цен на продукцию (услуги) предприятий в июле в целом по экономике после четырех месяцев замедления. Это было характерно для всех основных видов экономической деятельности, но в большей степени – для промышленного производства и строительства. О замедлении роста текущих цен сообщили только предприятия, занимающиеся торговлей автомобилями. В условиях снижения спроса на автомобили компании пересматривали ценовую политику и запускали программы поддержки продаж за счет предоставления клиентам дополнительных скидок, говорится в комментарии ЦБ.
Кроме того, следует из того же мониторинга ЦБ, возобновился рост производственных издержек, отмечен дефицит оборотных средств и более осторожные ожидания по спросу и производству.
Предприятия в июле также указывали на ограниченную доступность кредитных ресурсов, прежде всего из-за жесткости ценовых условий. Однако чистая доля компаний, сообщивших об ужесточении условий кредитования, сокращалась уже восьмой месяц подряд, отмечает регулятор.
Заметим, инфляционные ожидания населения и бизнеса – один из важнейших показателей, на который ЦБ опирается в том числе при принятии решения по ключевой ставке. Очередное заседание совета директоров ЦБ по денежно-кредитной политике (ДКП) пройдет 25 июля. На заседании в июне ЦБ снизил ключевую ставку до 20% годовых. На данный момент большинство экспертов ждет от регулятора снижения до 18%.
Аналитики по-разному оценивают наблюдающийся рост инфляционных ожиданий бизнеса. «Одной из возможных причин изменения ценовых ожиданий может быть начавшийся в июне цикл снижения ключевой ставки. Это ослабление потенциально стимулирует спрос и расширяет издержки, создавая основу для роста отпускных цен. Кроме того, в опросах зафиксировано некоторое облегчение условий кредитования, что также может подкреплять инфляционные ожидания», – рассуждает аналитик банка «Санкт-Петербург» Виктор Григорьев. Он полагает, что усиление ценовых ожиданий – это проинфляционный фактор, который усиливает аргументы в пользу осторожного подхода к корректировке монетарных условий. Аналитик не исключает, что в результате ЦБ примет решение ограничиться снижением ключевой ставки до 19% в эту пятницу, несмотря на то что по множеству других макроэкономических показателей есть предпосылки для ее пересмотра до 17–18%.
Динамика инфляционных ожиданий предприятий является одним из ключевых параметров, которые ЦБ отслеживает для определения курса ДКП, подчеркивают аналитики «Альфа-Инвестиции». Данные мониторинга говорят о том, что влияние жестких денежно-кредитных условий на экономику усиливается. В июле снизились почти все показатели из мониторинга – как в части текущих оценок, так и в области ожиданий. Индикатор бизнес-климата опустился до минимума с осени 2022 года, что говорит о значительном замедлении экономической активности, добавляют аналитики.
«Единственным блоком, в котором впервые за долгое время не произошло снижения, стали цены на продукцию (услуги). Так, рост текущих цен в июле ускорился, а ценовые ожидания выросли после снижения на протяжении шести месяцев подряд. В преддверии заседания ЦБ 25 июля рост ценовых ожиданий предприятий выглядит умеренно негативно, хотя и не противоречит сценарию снижения ключевой ставки до 18%», – указывают в «Альфа-Инвестиции».
Как напоминает финансовый аналитик Павел Рябов (Telegram-канал Spydell_finance), инфляционные ожидания бизнеса непрерывно снижались с декабря 2024 года по май 2025-го. «Инфляционные ожидания – устойчиво опережающий индикатор», – подчеркивает аналитик. Ценовые ожидания бизнеса он также считает более важным показателем, так как инфляционные ожидания населения традиционно более волатильны, подвержены медийным и узконаправленным факторам. Позиционирование же бизнеса имеет критическое влияние на принятие решений по ДКП, подчеркивает экономист.
![]() |
На цены оказывает влияние и динамика курса рубля. Фото агентства «Москва» |
«Рост инфляционных ожиданий бизнеса свидетельствует о возможных изменениях в ценовой динамике и требует внимательного анализа со стороны регулятора. Важно учитывать комплекс факторов, влияющих на экономику, и разрабатывать меры, направленные на стабилизацию и развитие предпринимательской среды», – рассуждает руководитель департамента компании AMCH Даниил Тюнь.
Как считает руководитель отдела макроэкономического анализа «Финам» Ольга Беленькая, одним из главных факторов роста ценовых ожиданий предприятий в июле стало повышение коммунальных тарифов. «В связи с этим дальнейшая динамика издержек и цен производителей требует наблюдения, в том числе с учетом повышения цен на топливо», – подчеркивает экономист. При этом она сомневается в начале нового инфляционного витка. «Однако инфляционные риски тем не менее существуют и могут реализоваться в случае, например, существенного ослабления курса рубля или новых шоков издержек», – обращает внимание Беленькая.
«Рост инфляционных ожиданий бизнеса может опираться на ряд других факторов, если сравнивать с инфляционными ожиданиями населения, поскольку бизнес и население имеют разную структуру и динамику затрат. В данном случае существенный рост тарифов, постепенное вынужденное перекредитовывание по растущим ставкам и увеличение средневзвешенной стоимости кредитов, изменения в проведении расчетов и угроза нового витка их усложнения могут приводить к росту инфляционных ожиданий у ряда компаний, что сказывается и на индексе», – рассуждает руководитель управления аналитических исследований «АВИ Кэпитал» Дмитрий Александров.
В то же время начальник аналитического отдела компании «Риком-Траст» Олег Абелев не исключает, что июльский рост ценовых ожиданий бизнеса мог стать этаким «эхом прошлых скачков цен». «Бизнес просто мог фиксировать рост затрат из-за повышения зарплат, роста расходов на логистику, сырье, а в цены они переходят с некоторым лагом. Сезонный фактор также нельзя сбрасывать со счетов, летом традиционно растут цены на топливо, сельхозпродукцию, туристические услуги и все это влияет на ожидания бизнеса», – подчеркивает эксперт. Он исключает, что рост инфляционных ожиданий может быть предвестником нового витка инфляции.
«Бизнес всегда более рационально оценивает инфляцию. Ожидания бизнеса по инфляции основаны на реальных затратах – на обслуживание кредитов, на сырье, фонда оплата труда и т.д. А население чаще реагирует эмоционально – на рост цен на продукты, слухи о девальвации, рост цен на транспортные услуги. Инфляционные ожидания населения всегда более волатильны, чем у бизнеса», – подчеркивает Абелев.
Рост инфляционных ожиданий российского бизнеса в июле можно объяснить главным образом ростом тарифов ЖКХ с 1 июля, говорит ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. «Предприятия чувствительны к росту тарифов на коммунальные услуги, так как рост тарифов увеличивает соответственно их издержки производства. Поэтому любое повышение тарифов на коммунальные услуги для бизнеса является уже сигналом о том, что будут повышаться оптовые цены, а значит – тарифы ЖКХ и их рост являются важным драйвером роста издержек предприятий», – поясняет она. При этом до июля инфляционные ожидания бизнеса снижались в течение шести месяцев подряд. «Это, на наш взгляд, однозначная реакция бизнеса на рост цен на коммунальные услуги, от которой страдает абсолютно весь бизнес», – указывает Мильчакова.
Эксперт также полагает, что для ЦБ ожидания бизнеса более информативны. «После повышения тарифов ЖКХ будет дорожать, разумеется, практически вся продукция обрабатывающей промышленности, а также повысятся цены на ряд услуг, например на услуги транспорта, логистики, что соответственно может привести к росту розничных цен в магазинах и т.д. Другое дело, что повышение тарифов ЖКХ, на наш взгляд, в настоящее время не приведет к очень существенному повышению цен на товары и услуги, так как цены в предыдущие месяцы, особенно зимой 2025 года, уже сильно выросли, и после дальнейшего повышения цен может начаться резкое сокращение потребительского спроса. Сегодня у бизнеса меньше возможностей для завышения цен, хотя, конечно, немного компенсировать свои издержки предприятия наверняка попытаются», – не исключает аналитик.
В свою очередь, инфляционные ожидания населения в июле остались на уровне 13%. Одновременно уровни наблюдаемой населением инфляции снизились на 0,7 процентных пункта (п.п.) до 15%, минимума с сентября. За месяц инфляционные ожидания у респондентов без сбережений опустились с 14,3% до 14,2%, но у россиян со сбережениями показатель, наоборот, прибавил 0,3 п.п. и достиг 11,9%. Июльская индексация тарифов ЖКХ сама по себе еще не могла отразиться в ожиданиях населения (более высокие счета на оплату придут позднее), но на показатель влияние мог оказывать новостной фон вокруг повышения тарифов. Снижение инфляционных ожиданий населения часть экспертов связывали как раз с укреплением рубля и понижением цен на ряд товарных групп. Еще одна причина может быть связана с тем, что с 1 июля были повышены тарифы ЖКХ, и, возможно, ряд граждан предполагают, что это отразится на росте потребительских цен через некоторое время.
Примечательно, что снижение инфляционных ожиданий приостановилось, несмотря на то что сама инфляция в июне заметно затормозила – до 0,2% с 0,43% в мае.