0
360
Газета Политика Печатная версия

21.07.2025 20:26:00

"Русская община" напоминает властям запрещенные сетевые движения

Активную группу "рассерженных патриотов" скорее всего будут брать под усиленный контроль

Тэги: челябинск, муниципалы, русская община, рассерженные патриоты, сетевые политдвижения, экспертное мнение


челябинск, муниципалы, русская община, рассерженные патриоты, сетевые политдвижения, экспертное мнение Фестивали древнерусских единоборств представляют собой важную часть деятельности движения. Фото со страницы «Русской общины» в «ВКонтакте»

В интернете разошелся некий документ из Челябинской области по поводу местного отделения организации «Русская община», которое связывают с некими проявлениями экстремизма. Руководство националистов грозит тамошним муниципалам судом. Популярность «Русской общины» во многих субъектах РФ основана на том, что в ее рядах всем найдется дело. Кому-то интересны рейды против мигрантов вместе с силовиками, кому-то – старинная борьба или фольклорные фестивали. Кто-то просто хочет ощутить себя под защитой коллектива. Медиа стали обращать на действия «Русской общины» больше внимания, возникли и предположения о ее перспективах. Ведь эта организация напоминает о прежних сетевых политдвижениях, которые власть уже запретила или поставила под полный контроль.

Челябинская «Русская община» опубликовала документ, подписанный секретарем межведомственной комиссии по вопросам противодействия проявлениям экстремизма на территории Троицкого муниципального района. Чиновники просят установить факты участия сотрудников муниципальных органов или учреждений в этой организации. Центральный Telegram-канал «Русская Община Zov» интерпретировал указанное письмо как попытку угрожать даже тем, кто только следит за активностью националистов в соцсетях и мессенджерах.

Юристы «Русской общины» вроде бы разобрались с документом от челябинских муниципалов и пришли к ряду выводов, которые могут быть изложены в исковом заявлении в суд. Потому что проверка организации должна основываться на достоверных сведениях о нарушениях закона или каких-то противоправных действиях либо хотя бы на информации о подготовке к ним. Муниципалитет же, по сути дела, на все это намекает, не приводя доказательств, и тем самым, дескать, нарушает конституционные права граждан. И даже, мол, умаляет достоинство каждой отдельной личности. Поскольку из всех категорий физических лиц, не подлежащих подобной мере государственного реагирования, выделяется некая особая группа. А это якобы создает условия для дискриминации по социально-правовому признаку.

В общем явно неплохие юристы «Русской общины» уже готовят соответствующие претензии, тем более что, по их мнению, «действия чиновников Троицкого района подпадают под ст. 282 УК РФ и сигнализируют об их полной некомпетентности». Так что вышестоящим инстанциям нужно рассмотреть целесообразность нахождения таких людей на государственной службе, тем более что на ней нельзя будет находиться осужденным за разжигание розни или вражды. Впрочем, это больше похоже на хорошо составленный план пиар-сопровождения «Русской общины», к которой в последнее время действительно стали более внимательно присматриваться и власти, включая силовиков, и медиа вроде бы вполне лояльного патриотическому направлению толка.

133-3-1480.jpg
Региональные активисты «Русской общины»
сотрудничают с силовиками в рейдах
против мигрантов. Кадр из видео c канала
«Полиция и безопасность» на Rutube
При этом в «Русской общине» соединились сразу два неугодных власти нюанса: это явно низовая и очевидно сетевая структура, с которыми труднее всего договариваться, а контролировать вообще крайне сложно. Уже сейчас есть несколько версий о том, что ждет «Русскую общину» в дальнейшем в контексте ее взаимоотношений с властями. Это будет либо закручивание гаек до полного прекращения любых проявлений самоорганизации, либо данную активную группу «рассерженных патриотов» возьмут под максимально плотный контроль вплоть до смены ее руководства. Сейчас, напомним, «Русской общиной» как бы неформально руководит выходец из Омской области Андрей Ткачук, который когда-то побывал и в региональных депутатах, а также занимался бизнесом. Возможно, «Русскую общину» ждет и судьба Общероссийского народного фронта (ОНФ). О нем одно время говорили, что он вот-вот заменит «Единую Россию», но теперь его деятельность минимизирована до пропаганды поддержки СВО и военного волонтерства. Однако «Русская община» может неприятно напоминать власти о сетевых движениях либеральной ориентации, которые совсем не так давно удалось все-таки запретить, разогнать и дискредитировать.

Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов сказал «НГ»: «Действительно, прежде всего недовольство властей вызывает факт самоорганизации, а здесь вполне явный низовой ответ на миграционную политику властей, которую «Русская община» рассматривает не иначе, как народозамещение. К тому же влияние диаспор и миграционного лобби никто не отменял, особенно сильно оно в конкретных регионах. Возможно, это имеет отношение и к Челябинской области». При этом коммунист отметил, что есть силы, которые стремятся направить данную часть «рассерженных патриотов» против левых, чтобы «бить противников власти «антикоммунистическим кулаком». Но пока это не получается, так что власть пока наблюдает, «куда вырулит русская самоорганизация». «В принципе это движение могут зачистить от нынешних лидеров и взять под полный контроль, направив на решение конкретных проблем власти. Однако если и дальше продолжится несанкционированная активность, которая выходит за пределы дозволенного, то «Русскую общину» могут и закрыть. Ее проблема в том, что четко прописанных «красных линий» нет, точнее – они размыты. И никто не знает, кто и когда их окончательно перейдет», – подчеркнул Обухов.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заявил «НГ», что, по мнению властей, «любая низовая активность точно несет для них риски и угрозы». И сейчас «Русская община», дескать, еще не может поверить, что ее деятельность была востребована ситуативно, а скоро она власти уже не будет нужна. «Националисты и прочие правые движения сейчас не мейнстрим. И даже провластные организации этой направленности рассматриваются с настороженностью. Пока не понятно, то ли в Челябинской области был эксцесс исполнителя, то ли там просто раньше времени принялись исполнять негласное распоряжение федерального Центра», – отметил Калачев. И напомнил: «Все патриотические организации уже давно взяты под контроль. Но «Русская община» – это инструмент не государства в целом, как ОНФ, а отдельных силовиков. При этом другие силовые структуры, похоже, оказываются не в восторге от этих националистов. Хотя и возможно, что совсем данная структура не будет запрещена, но ей очертят границы возможного. В конце концов, если проводить аналогию с Российской империей, то черносотенцы не могут диктовать царю или охранному отделению. Они выступают лишь инструментом – и к этой роли должны вернуться». Калачев согласен, что самых буйных и непокорных лидеров ждет зачистка и замена на фигуры более лояльные, а низовую активность резко ограничат.

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ»: «Эта организация славится несанкционированными акциями прямого действия, то есть, по сути, занимается самоуправством. И ее не следует сравнивать с ОНФ». Корень проблем, по его мнению, в том, что «лидеры организации не договорились с силовиками». Но они вполне могут посудиться и даже выиграть дело. Однако Мухин затруднился спрогнозировать дальнейшую судьбу «Русской общины»: «Могут ли в России запретить этнические диаспоры или не могут? Есть и противники оных. Вроде бы основания есть по закону об общественных объединениях, под который подпадает и «Русская община». В принципе если она вступит в открытый конфликт с правоохранителями, то могут и закрыть», – предположил он.

Руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков напомнил «НГ», что «Русская община» активно проявляет себя на Урале – не только в Челябинской, но и в Свердловской области. Там они ходят к миграционным центрам и, как сообщает сама организация, «помогают организовывать порядок». При этом ее проблема в том, что даже идя в векторе государственной политики, низовая активность может оказаться невостребованной в определенное время. И тогда возникает ситуация, когда «солдат без дела почти преступник». А по планам же сверху такие организации вроде бы должны быть под рукой – там и тогда, когда это нужно государству, а не заниматься самодеятельностью. «Конечно, «Русская община» не нападала на угодные власти движения и сообщества. Но сейчас она менее востребована, ее активность доставляет власти неудобства, там более что там «ударного типа люди», которые еще и стремятся диктовать властям, например, необходимость борьбы с диаспорами», – заметил Гращенков. Пока он не берется обсуждать возможность федеральных запретов: «Это зависит от подконтрольности властям и управляемости в целом. Если ее будут направлять силовики и администрации регионов, то оставят в покое. Но если организация остается «бесхозной» и еще на самофинансировании, то проще запретить». 


Читайте также


Реабилитации гражданина недостаточно для решения о компенсации

Реабилитации гражданина недостаточно для решения о компенсации

Екатерина Трифонова

Моральный ущерб от незаконного уголовного преследования придется доказывать в суде

0
1157
Министры и губернаторы опять рапортуют президенту об успехах...

Министры и губернаторы опять рапортуют президенту об успехах...

Иван Родин

Верховный суд может принимать решения для граждан

0
1167
Государство утверждает монополию на поиск доказательств

Государство утверждает монополию на поиск доказательств

Екатерина Трифонова

Специалисты со стороны защиты не могут состязаться в судах с экспертами обвинения

0
2352
Присяжным разрешили выходить во внешний мир

Присяжным разрешили выходить во внешний мир

Екатерина Трифонова

Изучать информацию из Сети в ходе процесса можно под присмотром профессионального судьи

0
1699

Другие новости