Иллюстрация Reuters
На 22 июля Госдума планирует утверждение поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях о наказаниях «в сфере связи и информации». Данную инициативу называют законом о запрете на передачу сим-карт, но там есть и много других запретов. Например, на поиск в интернете экстремистских материалов и получение доступа к ним, в том числе с помощью VPN. Или, скажем, IT-бизнесу запрещают не сотрудничать с правоохранителями.
Депутаты намерены проголосовать и за поправки в Уголовный кодекс по поводу тех же интернет-преступлений, к примеру, о передаче в чужие руки сим-карт или кодов доступа к сетевым ресурсам. Использование VPN в незаконных целях объявляется отягчающим обстоятельством любого преступного посягательства. Оба законопроекта кроме одинаковой направленности объединяет и ряд иных обстоятельств. И синхронизация думских чтений вместе со спешкой в принятии – еще не самые главные из них. Как и появление поправок внезапно и как бы по разумению отдельных сенаторов или депутатов. На самом деле это объясняется тем, что новые правовые нормы должны вступить в силу с 1 сентября 2025 года.
Более важная общая черта такой срочной работы – ее полнейшая непубличность. Не было предварительного обсуждения хотя бы с экспертами в сфере IT-технологий, не говоря уже о каких-то общественных дискуссиях. Кстати, их не было и весной, когда парламент быстро одобрил закон «О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий». Президент РФ подписал его 1 апреля, хотя скорее всего это не черный юмор такой, а случайность. В этом законе и были введены все те требования, за которые ныне устанавливают как административные штрафы, так уже и уголовную ответственность. Базовые запретительные нормы осенью как раз и начинают действовать.
Однако сумма от 3 до 5 тыс. руб. за «поиск заведомо экстремистских материалов и получение доступа к ним» как напрямую, так и через VPN стала абсолютной новостью. Недовольство высказали даже лояльные государству медиаресурсы. Дескать, как же разоблачать козни внешних и внутренних врагов страны, если нельзя выявлять и вскрывать, а потом смотреть и читать их антироссийские измышления? Впрочем, к бойцам информационно-пропагандистского фронта жесткие ограничения, судя по всему, и не будут применять.
А что касается обычных граждан, то для них специально обученные спикеры придумали успокоительное объяснение: мол, случайно найти экстремистский материал невозможно. Но с такой оговоркой, что если все-таки нашли, то просто не надо открывать. И по ходу подобных разъяснений от властей звучат заявления, которые, как представляется, сами по себе не только странные, но и не совсем законные. Допустим, утверждается, что за вход в запрещенные в РФ соцсети наказания нет, как и за использование сервисов VPN. Хотя если те официально действуют в России, то вроде бы не должны дозволять входа в запретные зоны. А VPN, которые с властями не сотрудничают, по идее должны быть заблокированы.
Но поскольку с этим, видимо, есть сложности, людей стараются от таких инструментов отвадить, напугав последствиями. В идеале власти, наверное, хотели бы оставить возможности современных информационно-коммуникационных технологий только себе. Абсурдные нестыковки нормативного регулирования – это побочный продукт противоречивой стратегии. Нужно закрыть страну от Всемирной сети, не закрывая ее саму. И тотально контролировать информационный поток, а массы пользователей принуждать к повышению дисциплины и самоцензуре. Это означает, что пределов совершенствованию законодательства, похоже, не предвидится.