Черешневый сезон в Молдавии закончился, он был коротким, а ягоды – дорогими. Кадр из видео с канала TV8 на YouTube
Молдавские крестьяне уничтожают высохшие кукурузные поля и готовы утилизировать фрукты. Их урожай из-за весенних заморозков невелик, потому цены запредельные: население ест только фрукты из своего сада, а консервные заводы на грани остановки. Попытки купить сырье по доступной цене в Польше и Украине ни к чему не привели. С продажей готовой продукции тоже проблемы: в основном консервация из Молдавии востребована на рынках стран Евразийского экономического союза. Но ухудшение отношений с РФ, Белоруссией, Казахстаном закрыло этот канал продаж. А в Евросоюзе приобретают только молдавский концентрированный яблочный сок в упаковке.
Это называется «дожили»: в стране, где в 1986-м консервные заводы выпустили около 2 млн банок продукции, сегодня производственные цеха стоят.
Купить фрукты и ягоды на внутреннем рынке – значит потом не продать изготовленные из них джемы и варенья: «дико дорого», пишут местные СМИ. А купить подешевле в той же Украине или Польше не получается, там тоже хотят заработать.
В Евросоюзе приобретают только концентрированный яблочный сок в промышленной упаковке. Есть, правда, относительно небольшой спрос на абрикосовое и персиковое пюре, смузи. Но это проблему не решает.
«Мы вынуждены уменьшать производственные планы в отношении некоторых продуктов в среднем вдвое, – комментирует ситуацию директор компании Orhei Vit Борис Ефимов. – Сложившийся в данный момент уровень цен предложения на ягоды и косточковые фрукты не вписывается в стандартную экономику производства основных видов плодовых консервов – джемов, повидла и пюре для купажных соков. Закупка значительного количества очень дорогого сырья в нынешних нестабильных реалиях продовольственного бизнеса, к сожалению, – это неоправданно высокий риск».
«В нынешнем году из-за слабого урожая фруктов и ягод, на который повлияли весенние заморозки, экспорт немного уменьшился, а продажи продукции в свежем виде на внутреннем рынке остались на уровне прошлого года», – сообщил председатель ассоциации переработчиков фруктов и овощей Speranța Con Штефан Голубчук.
Соответственно консервщики элементарно остались без молдавского сырья. «Если в предыдущие годы объемы переработки, в частности, клубники, абрикоса и вишни на крупнейших консервных фабриках достигали многих сотен тонн, то в нынешнем году им пока удалось закупить «с рынка» лишь по несколько десятков тонн этого сырья», – сказал Голубчук.
В свою очередь, фруктовые консервы – это товары с высокой добавленной стоимостью, поясняют эксперты. В изготовлении варений и джемов задействованы люди, которые получают зарплату. Продукция, в которую обязательно нужно добавлять сахар, фасуется в банки с крышками, которые тоже кто-то производит. На них наклеивают этикетки, которые печатают молдавские типографии. Для транспортировки ее упаковывают в короба, часть которых также изготавливается в республике. Все эти операции легальны, с них уплачиваются все необходимые налоги и сборы.
Немалую роль играет и такой фактор, как вода. В Молдавии тариф на воду в два-три раза выше, чем средний мировой, и в 16–17 раз – чем в странах Средней Азии, пустынных и безводных.
Кроме того, с 1 июля повысились тарифы на электроэнергию в Румынии. А так как Молдавия теперь покупает электричество именно в этой стране, то и молдаванам следует ждать тарифного скачка. Что также скажется на работе заводов и потребительских ценах.
Однако, пишут «Молдавские ведомости», есть маленькая загвоздка: в основном консервация из Республики Молдова востребована на рынках государств Евразийского союза. Ухудшение отношений с РФ, Белоруссией, Казахстаном и другими странами ЕАЭС приводит к сложностям с продажами туда молдавских фруктовых и овощных консервов. Например, в 2014 году, практически сразу после ратификации Кишиневом соглашения об ассоциации РМ-ЕС, был запрещен ввоз на территорию РФ консервированной молдавской плодоовощной продукции. Объяснение было таким: «Выявлены нарушения требований законодательства в области защиты прав потребителей, включая несоответствие требованиям, предъявляемым к маркировке и идентификации продукции, несоответствие массы нетто заявленной на этикетке». «Это был чисто политический жест», – делает вывод кишиневское издание.
Но на днях экс-президент Молдавии Игорь Додон посетил Минск и встретился с главой Белоруссии Александром Лукашенко. Додон жаловался на проблемы с экспортом молдавской сельскохозяйственной продукции: не берут ее на традиционных рынках СНГ. Лукашенко похвалил трудолюбивый молдавский народ и молдавскую продукцию и пообещал помочь всем, чем сможет. Но для этого нужно, чтобы правительство республики обратилось, а оно в Молдавии уже задействовало санкции и против Белоруссии – заодно с Россией.
В сентябре в Молдавии – парламентские выборы, после них будет сформировано новое правительство. Додон надеется, что действующая власть сдаст позиции. Тогда и фрукты белорусы купят в Молдавии, и газ российский в республику пойдет, как обещал Додону в Москве также на днях министр энергетики РФ Александр Новак.
Сегодня же, говорят местные журналисты, молдавские консервщики испытывают давление со стороны властей с настойчивыми пожеланиями найти себе других торговых партнеров. На резонный вопрос «где?» маркетологи правящей партии PAS начинают рассказывать про голодающие страны Африки и, наоборот, богатые арабские государства, в которых ждут не дождутся вишневого варенья из Молдавии. Кишиневские СМИ делают вывод: 2025 год для консервной промышленности Республики Молдова складывается очень непросто.
Как, впрочем, и для садоводов. Они считают, что без срочного вмешательства государства десятки тысяч микро-, малых и средних фермеров навсегда исчезнут из молдавского аграрного сектора, что будет иметь необратимые последствия для развития страны.