0
42
Газета Экономика Печатная версия

03.02.2026 20:47:00

Ускоренное строительство жилья спасет экономику

В академической среде предложили план роста до 2030 года

Тэги: экономика, ускоренное строительство жилья, академик ран аганбегян, список мер, новая фаза экономического роста

Оnline-версия

экономика, ускоренное строительство жилья, академик ран аганбегян, список мер, новая фаза экономического роста Россия отличается от многих стран низкой обеспеченностью населения жильем. Фото Сергея Куликова/PhotoXPress.ru

Некоторые российские экономисты предлагают не абстрактные рассуждения, а вполне конкретный план «постепенного наращивания экономической динамики», о которой говорил президент РФ Владимир Путин в конце прошлого года. Академик РАН Абел Аганбегян опубликовал список мер, которые могут обеспечить новую фазу экономического роста в нашей стране. Эти меры включают «реформу собственности» с приватизации госкорпораций, а также «сокращения роли олигархического капитала в развитии страны». Академик предлагает, в частности, удвоить объемы жилищного строительства, которое остается важнейшим социально-экономическим фактором. Экономист советует повторить в РФ типовые медицинские программы развивающихся стран, которые помогли там быстро сократить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Потери населения РФ от этих заболеваний могут быть снижены в полтора-два раза уже в ближайшие годы. Но заинтересуют ли эти предложения наших чиновников, которые объявили своим первым приоритетом «таргет по инфляции», – это большой вопрос.

«Сейчас созданы условия и возможности для того, чтобы начать постепенно наращивать экономическую динамику, при этом сохранить низкую безработицу и, конечно, умеренную инфляцию, которая на будущий год, по прогнозу Центрального банка, должна уложиться в диапазон 4–5%», – заявил президент РФ Владимир Путин в декабре прошлого года на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам. Глава государства просил незамедлительно приступить к реализации правительственного плана структурных изменений в экономике для того, «чтобы в конце следующего года сформулировать платформу для выхода на темпы роста отечественной экономики не ниже мировых». «Это вторая системная задача перед правительством и региональными командами на 2026 год», – пояснил Путин. А первая системная задача для правительства, по словам президента, – «подготовить комплексные решения для перелома негативной демографической тенденции».

Именно для решения этих двух задач конкретные инструменты предложил академик Аганбегян. «В настоящее время российскими властями предпринимаются значительные усилия по завершению острой фазы конфликта, начаты переговоры по их дипломатическому урегулированию, что, очевидно, повлечет за собой переход к изменению условий развития российской экономики. В связи с этим перед нашей страной встанет жизненно важная задача перехода к устойчивому социально-экономическому росту на основе инновационного развития в среднесрочной перспективе (до 2030 года) и к ускоренному росту – в долгосрочной перспективе (2031–2036)», – утверждает экономист.

В настоящее время структура экономики России является крайне отсталой и даже полуколониальной, поскольку удельный вес добывающих отраслей и сельского хозяйства в 2–3 раза выше, чем в развитых постиндустриальных странах, отмечает экономист. Микроэлектроника, компьютерная техника, информационные технологии, высокая химия и фармацевтика отстают в 3–5 раз. «По международным рейтингам, самая отсталая отрасль в России – это здравоохранение. По затратам на здравоохранение к ВВП (около 5% за счет всех источников) РФ занимает 136-е место среди 217 стран. По расходам на образование в аналогичных рейтингах Россия занимает 120-е место в мире с затратами около 4% к ВВП», – напоминает ученый.

Из-за сокращения финансирования этих сфер и внимания здравоохранение стало просто отсталой сферой с уровнем смертности на треть выше, чем в развитых странах. А образование по уровню и качеству опустилось на 30–40-е место в мире, хотя и опережает по числу лет обучения Францию, Италию или Китай.

За последние 34 года ежегодный темп роста ВВП в новой России составил менее 1%, а общий прирост ВВП составил 33%. Для сравнения: за тот же период ВВП стран Евросоюза вырос в 1,6 раза, а США – в 2 раза. В постсоциалистических странах Европы ВВП вырос в 2,5 раза, а в развивающихся странах от 3 до 6 раз. В Индии – 8,6, а Китае – 13 раз. Так что международные рейтинги России по экономическим и социальным показателям существенно снизились, напоминает академик.

В чем причина «топтания на месте» экономической и социальной сферы нашей страны? «Причина заключается в том, что новая Россия перешла к смешанной неэффективной социально-экономической структуре государственно-олигархического капитализма с недостроенным рынком (без развитого рынка капитала и конкурентной среды) при отсталой социальной сфере. Такая система не способна расти, поскольку в ней доля инвестиций в основной и человеческий капитал крайне низка. То есть невозможен устойчивый ежегодный социально-экономический рост», – ставит диагноз экономист.

Многие наблюдатели считают, что нынешняя модель управления в РФ полностью соответствует определению компрадорской, хотя Аганбегян и не употребляет этот термин в своей последней работе. Однако он указывает, что «Россию тянет вниз чрезвычайно высокий ежегодный отток капитала, который за последние 17 лет составил более 1,3 трлн долл., не считая 300 млрд долл., которые заморожены на счетах банков развитых стран из-за санкций в связи с СВО».

Негативно сказывается на развитии экономики высокая доля в РФ концернов, предприятий и организаций, контролируемых государством. Доля госбанков при этом достигает 75% от всех активов. Большинство подобных госкомпаний и госбанков занимается чисто коммерческой деятельностью, не выполняя государственных функций, считает академик. По его словам, показатели последних десятилетий со всей очевидностью показывают, что при существующей системе устойчивый социально-экономический рост на основе научно-технологического развития в России невозможен. «Судя по приводимым показателям, на период до 2030 года со стороны Минфина, Минэкономразвития и ЦБ такой рост и не предусматривается», – отмечает ученый. Для России нужно возобновить не просто минимальный рост по 3–4% в год, а достичь ежегодных темпов в 4–6% за счет увеличения инвестиций в основной капитал и в «экономику знаний». Называемые властями желаемые темпы роста в 3–4% не позволят РФ в обозримой перспективе встать вровень с развитыми странами.

Для трансформации научно-технологической и социально-экономической системы РФ Аганбегян предлагает провести «реформу собственности путем крупной приватизации концернов, предприятий и организаций, находящихся под контролем государства, в частнокапиталистические организации». Такую приватизацию после тщательной подготовки можно было бы провести до 2030 года... Крупную приватизацию следовало бы провести и в банковской сфере, оставив под госконтролем только банки, осуществляющие государственные задачи. Например, по низкопроцентному финансированию зарубежных компаний, приобретающих у России большие партии товаров или дающих льготные кредиты за госсчет, например сельскохозяйственным организациям и др., считает академик. «С реформой собственности неразрывно связана необходимость сокращения роли олигархического капитала в развитии страны. Ведь 146 олигархов в РФ суммарно владеют примерно 625,5 млрд долл., что составляет немногим менее 30% номинального ВВП в сравнении с 18% в США и еще меньшим объемом в сравнении с ВВП в Китае и других богатых странах», – говорит экономист.

Важнейшей социальной задачей является сокращение разрыва между бедными и богатыми в РФ. «Кроме удвоения пенсий для решения этой задачи потребуется также значительное повышение минимальной зарплаты за счет реального, а не инфляционного увеличения.

Особо выделяет Аганбегян задачу по удвоению жилищного строительства в России. Такое удвоение не только позволит нашей стране приблизиться к принятой в передовых странах норме жилищной обеспеченности в 40–45 кв. м на душу населения, но станет важнейшим фактором социально-экономического роста. «Эта сфера меньше других подвержена санкционному давлению», – напоминает экономист. Он указывает, что только 12–14% инвестиций в России направляется на жилищное строительство, в то время как в Китае – 18%, а в ряде стран – от 25 до 35%. И это притом, что текущий уровень обеспеченности комфортным жильем в этих странах выше, чем в России.

В сфере демографии экономист, в частности, предлагает снизить «рекордно высокую смертность в России от сердечно-сосудистых заболеваний». «В передовых странах мира от сердечно-сосудистых заболеваний в расчете на 100 тыс. населения с учетом возрастной структуры ежегодно умирает 70–100 человек, а в России – около 450 человек», – отмечает ученый. Он напоминает, что «более половины развитых стран, а также богатые развивающиеся страны в разы смогли сократить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний.  

Повторение опыта множества других стран не должно составлять для РФ нерешаемой проблемы. «Жизненная важность сокращения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в 1,5 раза до 2030 году и вдвое до 2036 году по значимости сравнима с задачей освоения атомного оружия в кратчайшие сроки после Великой Отечественной войны», – утверждает Аганбегян.


Читайте также


"Управляемое охлаждение" российской экономики приобретает конкретные очертания

"Управляемое охлаждение" российской экономики приобретает конкретные очертания

Анастасия Башкатова

0
1471
"Железная леди" Японии идет ва-банк

"Железная леди" Японии идет ва-банк

Валерий Кистанов

Санаэ Такаити делает рискованную ставку на внезапный роспуск парламента

0
1578
Константин Ремчуков: Си Цзиньпин смещает главных генералов за коррупцию

Константин Ремчуков: Си Цзиньпин смещает главных генералов за коррупцию

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 26.01.26

0
4250
Кто оказался прав – Маркс, Ленин или… Бернштейн

Кто оказался прав – Маркс, Ленин или… Бернштейн

Сергей Правосудов

Судьбу Советского Союза в итоге решила низкая производительность труда

0
4779