Представим себе владельца кинотеатра, который решил увеличить свои доходы и для этого поднял цены на билеты сразу в пять раз. Понятно, что этот горе-предприниматель вместо роста доходов получит их резкое падение – просто из-за оттока зрителей. Столь абсурдную бизнес-стратегию «наращивания доходов» можно встретить, казалось бы, только в анекдотах, но никак не в реальной жизни. Тем не менее именно такой способ увеличения доходов в масштабах всей страны пытается реализовать российское правительство. Желая закрыть бюджетные дыры, чиновники решили резко увеличить налоги на фонд оплаты труда – с нынешних 26% до 34%. Объяснение такого решения было простым: если в пенсионном бюджете не хватает денег, то нужно пропорционально поднять ставку социального налога (который сейчас переименован в страховые взносы).
Предупреждения о том, что повышение налоговых ставок повлечет много негативных последствий для экономики и вовсе не гарантирует бюджетного благополучия, министры долгое время всерьез не воспринимали. Однако когда до начала действия повышенных ставок налогов остались считанные дни, чиновники вдруг заговорили о том, что повышение нужно отменить.
Так, неделю назад замглавы Минфина Сергей Шаталов, который отвечает за налоговую политику, впервые заговорил о негативных последствиях роста налоговой нагрузки. При этом чиновник заявил, что повышение единого социального налога со следующего года до 34% «может иметь очень серьезные последствия». В связи с этим, по словам Шаталова, актуален вопрос, правильную ли стратегию выбирает сегодня Россия. «Альтернативные варианты по большому счету существуют. Конструктивно их можно было бы прорабатывать, и, если будет политическая воля, к этой теме стоит вернуться, чтобы не делать ошибок», – говорит замглавы Минфина. При этом чиновник ссылается на расчеты Института экономической политики (Института Гайдара), в которых показано, что вместо ожидаемого прироста доходов в 1,8% ВВП от повышения налогов бюджет получит значительно меньше денег, а возможно, вообще понесет убытки. Если учесть, что рост налогов на труд затормозит восстановление экономики, снизит прибыль предприятий и увеличит расходы казны (для уплаты повышенных налогов в госсекторе), то вместо итогового плюса бюджет может получить чистый минус. Даже в оптимистическом сценарии прирост доходов казны прогнозируется всего в 0,5% ВВП, а если учесть, что рост налоговой нагрузки затормозит восстановление экономики, то эффект будет нулевым или отрицательным.
По данным опросов, около 4% предпринимателей из-за повышения налогов готовы полностью перейти на серые зарплатные схемы. Еще 21% перейдут на частично серые схемы. Около 15% будут экономить на социальных программах для сотрудников, 6% проведут общее понижение зарплат, 10% собираются провести сокращения рабочих мест, а 10% сократят инвестиции в бизнес. Эти данные приводит предприниматель, глава комитета по социальной политике Общественной палаты Елена Николаева. В достоверности подобных опросов можно, конечно, сомневаться. Но, судя по всему, чиновники сегодня все больше убеждаются – вместо роста бюджетных доходов в 2011 году они получат крайне сомнительный эффект повышения налогов: расширение теневого сектора, спад инвестиций и почти нулевой экономический рост. Список причин нынешней стагнации в экономике, разумеется, не исчерпывается повышением налогов. Тем не менее увеличение налоговой нагрузки никак нельзя считать малозначимым фактором. Не случайно в качестве образца налоговой политики Сергей Шаталов приводит Казахстан, где НДС не 18%, как в России, а всего 12%. Налог на доходы физических лиц у наших соседей не 13%, как в России, а только 10%. А социальный налог не 34%, а только 21%.