Фото Reuters
В Министерстве культуры разработали новую систему финансирования театров. Предполагается, что культурные учреждения будут финансировать исходя из количества купленных билетов на тот или иной спектакль. Система будет протестирована в следующем году и полноценно заработает в 2017-м, обещают в министерстве. Сейчас государственное задание театрам основано на других показателях – учитывается количество проведенных мероприятий и премьер. В случае побилетного финансирования дотации будут напрямую зависеть от количества проданных билетов (все данные будет предоставлять единая система учета продажи билетов, которую разработают и внедрят в течение следующего года), но также и от «стоимости зрителя». Последний показатель будут высчитывать, разделив сумму субсидирования театра на количество проданных билетов. При высоких показателях (то есть если зритель слишком дорого обходится государству) министерство как учредитель сможет потребовать у дирекции их снизить.
«К сегодняшней системе финансирования есть ряд вопросов, потому что у разных учреждений, вполне сравнимых по площади, размеру сцены и количеству зрительских мест, разный бюджет. Давно сложился сметный подход, когда деньги выделяются отдельно на коммунальные платежи, гастроли, постановки и зарплату. Такая система является результатом случайных, ситуативных решений, принятых в прошлом, и ее необходимо унифицировать, – говорит заместитель министра культуры Александр Журавский.
Но есть ряд вопросов и к новой системе, предложенной министерством, хотя сама идея «субсидирования зрителя» не так уж плоха. Вопросы же лежат на поверхности. Допустим, в одном театре 100 мест, в другом – 500, в третьем – 1 тыс., а в четвертом – 2 тыс. Но это совсем не значит, что в первом театре в 20 раз меньше сотрудников, у него в 20 раз дешевле коммуналка и что он в 20 раз меньше тратит на постановки. В два раза – возможно, может быть, в три (если сравнить, скажем, дорогостоящие оперные спектакли и низкобюджетные постановки маленьких театров), но не на порядок. И даже один театр продаст все 100 билетов на 100 мест – при той системе, которая предлагается, он все равно будет считаться убыточным в сравнении с другим, который продаст половину билетов из 2 тыс. Такой формальный подход просто убьет театры с малым количеством посадочных мест.
«Театр не должен быть пуст, он должен быть полон. Сейчас совершенно непонятно, почему постановка в одном театре, которая по всем техническим характеристикам совпадает со спектаклем в другом театре, в разы отличается по посещаемости. Такие вещи должны быть проанализированы и приведены к единому знаменателю. Чем больше билетов продает театр, тем больше сумма компенсации от государства», – продолжает Александр Журавский. С первым утверждением, разумеется, не поспоришь. Театр должен быть полон, и новая система как раз стимулирует театр продавать билеты. Но при этом неверно предполагать, что зритель «стоит одинаково». При его оценке необходим и коэффициент по жанровому (эстетическому) признаку. Без учета специфики театра в этом случае никак не обойтись. Зритель оперного спектакля – если так можно выразиться, «дороже», чем зритель в драматическом театре. Зритель, который приходит на коммерческую комедию, вообще не должен финансироваться государством, а вот зритель, который идет на Чехова или Толстого, – это дорогой зритель. Разумеется, государство должно особо заботиться о том, чтобы театры интересовались и ставили современную драматургию. Следовательно, и это нужно поощрять особо, иначе количество комедий будет зашкаливать. Конечно, жить станет веселее, но… В искусстве не все можно измерить количеством. Даже если это – количество театральных зрителей.