0
7952
Газета От редакции Печатная версия

06.04.2023 18:17:00

От жалобы до снятия спектакля – один шаг

Театры предпочитают перестраховываться, чтобы не нарваться на неприятности

Тэги: театр, спектакль, отмена, братск, драмтеатр, современник


театр, спектакль, отмена, братск, драмтеатр, современник Фото сайта uuopera.ru

Сегодня достаточно одной жалобы, чтобы постановку сняли из репертуара навсегда, сразу после премьерных показов. Публику уже не удивляет очередное сообщение о закрытии спектакля, никто – ни публика, ни актеры – не пытается протестовать, а сами театры не сопротивляются. Не важно, что потрачены деньги, что постановка удачная, а сотни зрителей остались довольны и лишь один возмутился… Хотя, казалось бы, на то он и театр, чтобы не оставить зрителя равнодушным.

Последний пример – спектакль «Козий остров» в Братском драматическом театре, поставленный по пьесе итальянского драматурга Уго Бетти. Сочинение не ультрасовременное: текст о том, как в послевоенном женском обществе появляется мужчина, был написан в 1946 году. В России пьесу впервые поставил Дмитрий Черняков в новосибирском театре «Красный факел», и за 20 лет она – всегда с успехом – шла в самых разных городах.

Как в любом спектакле по драме XX века, режиссерский текст насыщен символами, аллюзиями, которые, очевидно, не отягощенный культурным багажом зритель принял за «инцест, зоофилию и порнографию», возмутился в соцсетях, а театр счел за лучшее снять «Козий остров» с показа. Артисты ошеломлены – хотя работа была изнурительной, они хотят играть, но дирекция театра сообщает: «Видимо, мы поспешили предложить Братску этот материал».

Путь от жалобы зрителя до отмены спектакля, между которыми раньше были протесты, разбирательства, экспертиза и даже суд (вспомним кейс «Тангейзера» 2015 года), сократился до минимума. Только в текущем сезоне подобных случаев было достаточно. Причем каких! В новосибирском Первом театре под удар попал спектакль для подростков: режиссер применила известный прием остранения и доверила все роли, включая Принцессу, артистам-мужчинам. Постановку, из-за того, что некто увидел в ней пропаганду ЛГБТ, сняли. Мнение экспертного совета, скорее всего поддержавшего ее (расшифровка опубликована не была), не учли.

Но что регионы... Какие случаи в столицах! «Общественность» требует вычеркнуть из афиши имя Бориса Акунина (Александринский театр), убрать со сцены Лию Ахеджакову – сделано! Министерство культуры, учредитель Александринки, отмечает, что большое количество обращений поступает от граждан, которых «возмущает присутствие подобных деятелей (не согласных с действиями властей РФ в Украине. – «НГ») в информационно-рекламных материалах государственных учреждений», такие запросы «нельзя игнорировать», так что удаление с афиш театров имен «закономерно». Директор театра «Современник», где 40 лет работала Ахеджакова, вяло оправдывается тем, что его завалили письмами против актрисы. Та уже сообщила, что написала заявление об увольнении, хотя – исключительный случай – подавали голос и те, кто за нее: тысячи сообщений пришли в поддержку народной артистки. Обычно же народ безмолвствует.

Сложно сказать, как выкручиваются театры в отчетности: ведь каждый спектакль учитывается в госзадании, выполнение которого гарантирует учреждению финансирование на будущий сезон. Потрачены деньги, и немалые, но их никогда не «отобьют», декорации сгниют или будут утилизированы, а несколько недель труда артистов оплачены впустую. Кроме экономического фактора существует и юридический. Цензура в России до сих пор не введена официально. В постановках всегда обозначаются возрастные ограничения, но после принятия Основ по укреплению традиционных ценностей попытки показать на сцене то, что может быть воспринято кем-то как «всякие непотребства», чреваты жалобами. Но можно ли считать мнение одного зрителя доказательством нарушения закона или знаком к тому, что постановку нужно срочно снимать? Механизм решения этого вопроса не определен законодательно, и театры предпочитают в нынешних условиях не рисковать и перестраховаться. 


Читайте также


Православный зритель – широкий зритель

Православный зритель – широкий зритель

Ольга Рычкова

Русский духовный театр «Глас» глазами его основателей Татьяны Белевич и Никиты Астахова

0
1137
Союз театральных деятелей готовится к 150-летию

Союз театральных деятелей готовится к 150-летию

Елизавета Авдошина

В Москве впервые прошел форум председателей его региональных отделений

0
1973
Адвокатура нашла еще один аргумент против смертной казни

Адвокатура нашла еще один аргумент против смертной казни

Екатерина Трифонова

От судебных ошибок пострадают те, кому не хватит денег на хорошего защитника

0
1968
Посещение Европы по методу Штрауса

Посещение Европы по методу Штрауса

Владимир Дудин

Премьера оперетты "Летучая мышь" состоялась в Иркутском музыкальном театре им. Загурского

0
4123

Другие новости