0
9813
Газета Образование Интернет-версия

26.05.2015 00:01:00

Единство учебников раскололо педагогическое сообщество на два непримиримых лагеря

Тэги: образование, школа, история, единые учебники, конфликт, законопроект, ирина яровая


образование, школа, история, единые учебники, конфликт, законопроект, ирина яровая Депутат ГД РФ Ирина Яровая выступает за единообразие программ по истории, русскому языку и литературе. Фото РИА Новости

Идея единообразия образования как стремление привести образовательный процесс к единому знаменателю владеет и владела умами высоких чиновников всегда. И вдобавок – не только в России. Но только сегодня эту тему в РФ стали замечать и обозначать как «проблему» сами же чиновники. По крайней мере именно так можно трактовать реакцию Министерства образования и науки РФ на конфликт депутатов и «подшефного» Общественного совета (ОС) при Минобрнауки РФ.

Кратко напомним суть конфликта, который разворачивается перед нашими глазами вот уже в течение долгого времени и достиг своего апогея на прошлой неделе. Все началось с пожелания президента страны Владимира Путина «подумать о единых учебниках истории России для средней школы, построенных в рамках единой концепции, в рамках непрерывной российской логики, взаимосвязи всех ее этапов, уважения к страницам прошлого». В феврале 2013 года президент дал поручение сделать так, чтобы «учебник для средней школы не имел внутренних противоречий и двойных толкований». Этот посыл нашел отклик в сердцах депутатов и послужил толчком для их активной законотворческой деятельности. Причем почти сразу же заговорили о линейке единых учебников по литературе и русскому языку.

К маю 2014 года рабочая группа комиссии Общественной палаты РФ по культуре и сохранению историко-культурного наследия вместе со школьными учителями, преподавателями педагогических и гуманитарных вузов разработала «Концепцию преподавания литературы в контексте отечественной культуры». Несмотря на критику педагогической общественности, концепция получила положительные отзывы комитета по образованию Госдумы. А заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк заявила, что «в соответствии с событиями, происходящим сегодня в России, должен меняться и подход к школьному образованию, особенно к тем предметам, которые формируют нравственный образ человека, его гражданственность, патриотизм и духовные ценности. В июле 2014 года депутат ГД РФ Ирина Яровая заявила, что законопроект о единых учебниках по литературе и русскому языку будет принят уже в осеннюю сессию. 

И наконец, в мае 2015 года проект о создании единых учебников был внесен в Госдуму все той же Ириной Яровой и ее однопартийцем, председателем комитета по образованию Вячеславом Никоновым. Кстати, как говорят злые языки, отцом проекта все-таки правильнее считать Никонова, который одержим идеей «правильного образования» с 2010 года.

В течение года после внесения изменений в Закон «Об образовании» Министерством образования и науки должен быть утвержден федеральный перечень базовых учебников по истории, русскому языку и литературе, объявила всем депутат Яровая. Нововведения затронут начальное общее, основное общее и среднее общее образование. «У нас одна общая страна, у нас одна общая история, у нас одна общая культура, у нас один общий язык, а следовательно, у детей граждан России может быть один общий учебник истории, один общий учебник русского языка и один общий учебник литературы», – уточнила Ирина Яровая на заседании патриотической платформы «Единой России».

Конечно же, заявление Яровой вызвало новый виток критики проекта. И вслед за отдельными критиками оппонентом проекта стал Общественный совет при Минобрнауке РФ. Как говорится в их заявлении, обнародованном в конце прошлой недели, предлагаемое Яровой и ее сторонниками ведение так называемого базового содержания в структуру стандартов как механизма контроля и надзора «приведет к еще более мелочной, детальной и бессмысленной регламентации работы учителей». Ограничение числа учебников сделает невозможным обучение детей с разными потребностями. И введение одного учебника демотивирует учителя, делая ненужным педагогический поиск.

Госпожа Яровая поспешила ответить критикам проекта, что те-де не читали внимательно предложенный документ. Члены Общественного совета объяснили госпоже Яровой, насколько затратный путь избрала депутат – между прочим, член комитета по противодействию коррупции. Например, Исаак Фрумин из Высшей школы экономики (НИУ) посчитал, что, даже по самым быстрым оценкам рынка учебной литературы по трем предметам, упомянутым в проекте Яровой, в 2014 году издержки на печатание книг составили около 20,75 млрд руб. Какому такому издательству позволят монополизировать такой рынок? И монополии при этом, как напомнил преподаватель Фрумин, обычно в России цены не снижают, а повышают.

От заявления Общественного совета поспешил отмежеваться член ОС Сергей Рукшин – заслуженный учитель России, доцент РГПУ им. Герцена, заместитель директора физико-математического лицея № 239. Оппонируя собственному совету, Рукшин приводит такой пример в пользу единообразия программ. Сегодня в некоторых классах чуть ли не более десятка допущенных министерством комплектов учебников по одному и тому же предмету. Ребенок может перейти через дорогу в другую школу и из отличника стать двоечником, потому что не проходил ранее того, что требуется.

От Яровой же поспешило отмежеваться Минобрнауки РФ. Причем если ранее госпожу Яровую вежливо подправляли в ведомстве, уточняя, что под «одним учебником» по истории подразумевается «линейка учебников» (как говорил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, роль единого содержательного ядра будет выполнять некий историко-культурный стандарт, на базе которого и будут созданы различные учебники и программы по истории), то нынешняя формулировка отказа в поддержке Яровой и К0 выглядит еще более витиевато. Минобрнауки РФ не нравится «инструментарий, предложенный данным законопроектом для достижения цели единообразия».

Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко задумался о том, а не является ли заявление Яровой этаким пробным шаром для проверки реакции общества. Как рассуждает он в комментариях на сайте института «Эврика» Александра Адамского, есть слабая надежда, что «законопроект специально такой абсурдный, чтобы правительство дало отрицательный отзыв и в итоге его не приняли. Иногда хитрые и умные помощники депутатов, пишущие законы, так делают».

В последнее время в педагогическом сообществе циркулируют слухи о якобы готовящейся отставке и переназначении на более высокий пост нынешнего министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова. Также поговаривают, что в случае ухода министра Ливанова с должности на пост министра образования (министерство, возможно, поделят на два) будут претендовать две дамы: упомянутые выше Ирина Яровая и Наталья Третьяк. Похоже, первая из дам уже вызывает огонь на себя. А вместе с ним и пристальное внимание большого начальства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правозащитники и адвокаты ищут компетентных экспертов

Правозащитники и адвокаты ищут компетентных экспертов

Екатерина Трифонова

В итоговый доклад омбудсмена РФ введен раздел об уголовных процессах

0
614
КПРФ укрепляет отношения и с властью, и с трудящимися

КПРФ укрепляет отношения и с властью, и с трудящимися

Дарья Гармоненко

Политические менеджеры и профсоюзные активисты обучаются партией раздельно

0
636
Франция усиливает защиту от нелегалов

Франция усиливает защиту от нелегалов

Данила Моисеев

Часть соискателей убежища вместо заморского департамента страны попадут в Конго

0
732
Пекину не нравится соглашение об обороне между Россией и КНДР

Пекину не нравится соглашение об обороне между Россией и КНДР

Владимир Скосырев

Китай опасается военных столкновений на Корейском полуострове

0
857

Другие новости