0
2640
Газета Образование Печатная версия

04.09.2019 17:23:00

Школа не спешит к "цифре"

Социологи выяснили, почему учителю невыгодно заниматься технологизацией учебных процессов

Тэги: образование, педагогические технологии, школа, цифровая революция


образование, педагогические технологии, школа, цифровая революция Молодые педагоги с гаджетом на «ты». Фото агентства «Москва»

Сотрудники Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС (Российской академии народного хозяйства при президенте РФ) провели опросы среди учителей всех предметных областей с 1-го по 11-й класс из 12 регионов, и обозначили методические проблемы при использовании новых педагогических технологий обучения, сообщает пресс-служба ФИРО. Исследователи отмечают отсутствие у педагогов потребности и интереса к технологиям и недостаточную компетентность их в теории технологизации образования.

Напомним, что правительство поставило перед школой и учителями задачу технологического прорыва, где «цифре» отводится весьма заметная роль. И рьяные исполнители уже готовы ставить телегу впереди лошади, забывая, что IT-технологии – это всего лишь инструмент для достижения определенных целей в образовательном процессе. И не более того. Конечно, перспектива оказаться на обочине технического прогресса не из приятных, но подмена сущностных моментов тоже должна бы всех насторожить.  

Итак, «цифра» существенно ускоряет и формализует все процессы в образовании. Технологизация повышает скорость протекания массовых процессов и при грамотной постановке дела может помочь повысить качество образования, так считают апологеты цифровой революции в школе. 

Отпетые критики «цифры» (которые были, есть и будут) уверены,  что с ее внедрением в школы исчезнут те важные позитивные явления, которые могли бы протекать в классической среде при наличии сильного педагога.

 А все вместе боятся чиновничьего аврала, когда показатели к приказу большого начальства будут  добывать «штурмовщиной». Чтобы учитель спокойно двигался в направлении цифрового завтра, он должен как минимум понимать, зачем это ему нужно. И действительно ли это может ему помочь. Если задачи учителя решаются без учета данного момента, то никто осваивать «цифру», конечно, не будет. Что, собственно, и выявило исследование ФИРО РАНХиГС.

Как показывают опросы учителей, они прежде всего не умеют «организовать исследовательскую, самостоятельную, проектную, групповую работу школьников».   Не знают, что это за такие «методы саморегуляции и самоуправления эмоционально-психологическим и физическим состоянием». И не умеют адаптировать получаемую информацию о технологиях обучения к собственной профессиональной деятельности. Также исследователи отмечают ограниченность возможности прохождения учителями методических стажировок.

Несмотря на требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС) по использованию новых технологий, преобладающими в школе остаются старые классические методы преподавания. Практически везде главенствует традиционный урок. А инновационной форме занятий учителя отводят лишь 38% учебного времени, тогда как хотели бы 60%. Причина такого несоответствия желания и возможностей – острая нехватка времени. Если на приготовление к традиционному уроку учителя тратят в среднем 40% своего рабочего дня, то к инновационному уроку готовятся в среднем на 20% дольше. Высоки временные затраты и на «подготовку практических занятий», «организацию компьютерного и интерактивного обучения» (49 и 42% соответственно). Меньше всего времени педагоги тратят на подготовку лекций и домашних заданий.

Столь серьезные временные затраты на подготовку вызваны, по предположению сотрудников ФИРО, не только сложностью инновационных уроков, но и отсутствием «необходимой компетентности у учителей». 

Аналитики составили также рейтинг барьеров, которые чаще всего испытывают учителя при подготовке и проведении инновационных уроков. Лидируют в рейтинге:  «большие временные затраты на подготовку» и «отсутствие необходимых наглядных и дидактических материалов».

В общем, при таком раскладе сложно ожидать от педагога высокой мотивации, интереса к инновационной деятельности. Учитель перегружен и не может получить своевременной и адекватной помощи со стороны администрации школы, методистов, организаций дополнительного профессионального образования, отмечают авторы представленного мониторинга. А некомпетентность в этих сферах является серьезным препятствием для освоения и внедрения педагогических новшеств. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как учебный предмет назовешь, так к нему и относиться будут

Как учебный предмет назовешь, так к нему и относиться будут

Владимир Семенихин

Эволюция "Технологий" в "Труд" и далее – в "Основы производства"

0
1159
Военные вузы России устроили выставку для абитуриентов на Поклонной горе

Военные вузы России устроили выставку для абитуриентов на Поклонной горе

Елена Крапчатова

Представители учебных заведений до 16 мая будут общаться с потенциальными курсантами среди образцов исторической боевой техники

0
1337
Московские пожарные и дорожные инспекторы готовят школьников к безопасному лету

Московские пожарные и дорожные инспекторы готовят школьников к безопасному лету

Галина Грачева

Перед каникулами взрослым и детям важно повторить правила обращения с огнем и поведения на улицах

0
3960
Детям с нарушениями зрения создали идеальное спортивное пространство

Детям с нарушениями зрения создали идеальное спортивное пространство

Елена Крапчатова

Новый физкультурный комплекс школы-интерната № 1 полностью адаптирован под потребности незрячих и слабовидящих учеников

0
3480

Другие новости