Чтобы стимулировать студентов учиться дальше, многие преподаватели ранее уговаривали студентов поступать на специалитет. Фото PhotoXPress.ru
Сервис по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob проанализировал отношение работодателей к бакалавриату. Напомним, что с сентября 2026 года в России вместо бакалавриата будет введено базовое высшее образование. Новая ступень, по замыслу его «строителей», будет с более гибкими сроками обучения, акцентом на практическую подготовку и ориентированным на экономические запросы страны.
Как отмечают аналитики, отношение к бакалавриату сегодня претерпело значительные изменения. Если в 2009 году только 43% работодателей рассматривали бакалавров наравне с претендентами, имеющими квалификацию специалиста или магистра, то сегодня таких большинство – 72%. Но при этом 7% менеджеров по подбору персонала приравнивают бакалавров к выпускникам колледжей.
Сдвиги есть в оценке бакалавров и у населения. По данным опроса, 47% россиян выступают за то, чтобы при трудоустройстве приравнять бакалавров к магистрам и специалистам; каждый шестой (17%) считает, что бакалавриат – это незаконченное высшее. 16 лет назад эти точки зрения разделяло 33 и 34% россиян соответственно. Любопытен тот факт, что чем старше респондент, тем меньше он готов поставить знак равенства между бакалаврами, магистрами и окончившими специалитет. Ожидаемо также, что большинство бакалавров (79%) не хочет проигрывать в конкурентной борьбе на рынке труда соискателям-магистрам и специалистам и считает, что необходимо при трудоустройстве рассматривать эти уровни образования на равных.
Как у нас появился бакалавриат, история в принципе известная. Кратко это выглядит так. В конце XX века ученые европейских стран в силу увеличивающейся мобильности студентов договорились унифицировать систему высшего образования. Этот шаг помог им упростить бюрократию при международном взаимодействии студентов, ученых и просто работников с высшим образованием. Серия встреч по унификации – Болонский процесс; место подписания итогового документа – Болонский университет; результат встреч – Болонская система. Россия тоже присоединилась к этой системе.
Страны, присоединяющиеся к Болонскому процессу на добровольной основе, принимали на себя определенные обязательства. И некоторые из них даже были ограничены сроками. Например, с 2005 года положено было начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран – участниц Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра. До 2010 года присоединившиеся страны должны были реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.
Россия долгое время стояла в Болонском процессе, что называется, одной ногой. Другой она прочно удерживалась на прежней, советской. В 2022 году это неестественное и очень неудобное стояние закончилось. Сегодня мы строим суверенную систему. Впрочем, что-то заимствуя и из Болоньи. Например, необходимость наличия двух отдельных этапов обучения. Все-таки с 2003 года, когда двухэтапность начали вводить в России, она уже хорошо прижилась. Первый из этапов подразумевает получение общих знаний. Второй – более специфичных, необходимых для дальнейшей научной или практической карьеры.
Заметим, что Болонская двухэтапность была выгодна нашему студенту. По закону бесплатное образование в России можно получить только один раз. За дополнительное образование на той же ступени придется заплатить. До 2025 года высшее профессиональное образование по уровням делилось на специалитет (или бакалавриат), магистратуру и подготовку кадров высшей квалификации. Причем магистратуру студент мог выбрать не совсем по своему направлению подготовки. Многие выпускники технических вузов успели благодаря этому приятному обстоятельству окончить бесплатные магистратуры юридических факультетов и сменить профиль своей деятельности.
С 2025 года в российских университетах бакалавриат заменяют на базовое высшее образование (4–6 лет), а магистратуру – на специализированное высшее (1–3 года). Но менять профиль будущей «магистратуры» нельзя. Для смены придется идти на второе высшее образование. А оно уже платное.
Чтобы стимулировать студентов учиться дальше, многие преподаватели ранее уговаривали студентов поступать в магистратуру. Для этого нередко прибегали к таким сравнениям: диплом бакалавра – это, мол, что-то сродни неоконченному высшему. И с таким дипломом на престижную работу не устроишься.
Но вот деталь. Выпускники магистратуры некоторых вузов жаловались, что потеряли время, учась в ней. Оказывается, нередко магистратура дублировала бакалавриат в силу того, что она была ориентирована на очень широкий круг поступающих в нее. При этом для тех магистрантов, кто уже прошел бакалавриат по данной специальности, учиться в магистратуре легко и избыточно. А для людей «со стороны» она бывает порой и сложна – все-таки новые дисциплины, новые понятия. Новая «магистратура», видимо, должна учесть эти нюансы.
Прежняя установка на бакалавров как на «недоучившихся» еще продолжает работать, но в меньшей степени. Это заметно и по опросу портала SuperJob. В то же время все явственнее проявляет себя другая тенденция – работодатели стали меньше смотреть на корочки диплома.