0
9028
Газета Образование Печатная версия

20.10.2021 18:48:00

Почему российским вузам трудно общаться с миром

Университетам требуется комплексное понимание целей и возможностей электронной коммуникации

Елена Карпинская

Ольга Бакуменко

Об авторе: Елена Олеговна Карпинская – заместитель программного директора Российского совета по международным делам;Ольга Аркадьевна Бакуменко – ведущий аналитик Центра организации науки и академического развития НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург).

Тэги: образование, цифровизация, вузы, российскиен университеты, электронная коммуникация


образование, цифровизация, вузы, российскиен университеты, электронная коммуникация Способы привлечения зарубежных студентов на учебу в Россию все еще оставляют желать много лучшего. Фото агентства «Москва»

Задачи по цифровой трансформации и укреплению конкурентных позиций на глобальном рынке образовательных услуг уже давно в повестке российских университетов. Ускорению процессов цифровизации и электронной интернационализации образования способствовали ограничения, связанные с предотвращением распространения COVID-19. Последствия пандемии заставили университеты по-другому взглянуть на способы коммуникации с зарубежными студентами, институциональными партнерами, учеными и пересмотреть свои подходы к международному цифровому маркетингу.

Учитывая все возрастающее значение электронных ресурсов в целях международного позиционирования, Российский совет по международным делам продолжил в 2021 году проводить исследование англоязычных порталов российских университетов и выпустил новый доклад. В нем, в частности, был представлен рейтинг англоязычных сайтов российских вузов.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» остается бесспорным лидером отечественных университетов и сохраняет значительный отрыв от остальных университетов. Второе и третье место в этом году удерживают Уральский федеральный университет и Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО). В группу лидеров впервые вошел Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ, Челябинск).

Отмечается общий тренд на улучшение показателей большого количества вузов (58,2% от общего числа). Значительные результаты в совершенствовании своих англоязычных интернет-ресурсов показали Академия музыки имени Гнесиных, СПбГУ, МГПУ, РГГУ, МФТИ, Московский Политех и МГУ им. М.В. Ломоносова.

При этом потенциал развития порталов большого количества университетов остается нереализованным. Всего 11,9% интернет-порталов заполнены более чем на 67%. Самое слабое место порталов российских университетов – разделы «Карьера», «Выпускники университета» и «Библиотека». В этом они значительно отстают от своих зарубежных конкурентов. И это, несомненно, негативно сказывается на привлечении иностранных студентов, поскольку данные разделы, по результатам многочисленных экспертных оценок и опросов, остаются ключевыми при выборе студентами места обучения.

Контент-анализ англоязычных сайтов вузов – участников проекта «Экспорт образования» позволяет сделать вывод о том, что только 15,3% университетов справляются с продвижением исследовательских услуг, привлечением зарубежных студентов и молодых научно-педагогических кадров.

При поддержке Российской академии народного хозяйства и госслужбы был проведен опрос для выявления стимулирующих и сдерживающих факторов развития электронной интернационализации в университетах России. По оценке экспертов, ни одна из поставленных университетами целей электронной интернационализации не реализуется в полной мере. 40% респондентов признают необходимость приложить усилия по оптимизации целого ряда функций и инструментов электронной интернационализации.

Основные проблемы – децентрализованное управление данным процессом, когда функционал размыт между несколькими подразделениями с нечеткими границами ответственности; эпизодический характер усилий; минимальное участие маркетинговых служб и служб информационных технологий; слабая вовлеченность учебных и научных подразделений; недостаток квалифицированных кадров и финансовые ограничения. Притом что в большинстве университетов работа по ведению цифровых медиа осуществляется сотрудниками профильного подразделения самостоятельно, сотрудникам недостает компетенций по разработке стратегий цифрового маркетинга, а также в области владения инструментами веб-аналитики, основами контент- и SMM-маркетинга, иностранными языками и основами копирайтинга.

Надежды на быстрый выход из пандемии не оправдались, и, очевидно, все аспекты международной деятельности вузов будут развиваться с учетом имеющихся требований и ограничений. В этом контексте актуальной становится задача полноценной адаптации российских университетов под новые реалии. В том числе задача по развитию механизмов управления процессами электронной интернационализации в вузах и повышению эффективности владения современными инструментами международного маркетинга образовательных и научных услуг университета на зарубежные рынки.

Как бы там ни было, но сегодня стало очевидным, что электронная интернационализация университетов – это не просто инструмент коммуникации с иностранными абитуриентами, но инструмент позиционирования международного бренда университета в зарубежном пространстве. Результат международного цифрового брендинга российских университетов – общий имидж системы российского высшего образования за рубежом.

Так, влияние российских университетов в англоязычном SMM-пространстве крайне низкое по сравнению с лидерами мирового образовательного рынка. Это можно рассматривать как издержки упущенных возможностей реализации инструментов «мягкой силы». Некоторая обособленность функций и задач международных служб университетов приводит к недостаточно эффективному позиционированию международного бренда, чрезмерные усилия прикладываются к продвижению образовательных услуг с использованием типовых инструментов охвата. Такая практика не способствует формированию долгосрочной цифровой репутации и доверия к бренду университета со стороны разных целевых аудиторий.

Учитывая большой разрыв в уровне международного цифрового маркетинга между университетами развитых стран мира и российскими университетами, требуются системные усилия по повышению конкурентоспособности последних в зарубежном интернет-пространстве. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Выпускники вузов не зацикливаются на полученной специальности

Выпускники вузов не зацикливаются на полученной специальности

Елена Герасимова

Студенты ждут от будущей работы не только высокой зарплаты и карьерного роста

0
2386
Тюменские ученые из "Роснефти" разработали ПО для цифрового исследования керна

Тюменские ученые из "Роснефти" разработали ПО для цифрового исследования керна

Татьяна Астафьева

Лабораторные центры компании стали площадками развития отечественных технологий

0
4316
Принимать ли в университет детсадовца

Принимать ли в университет детсадовца

Наталья Савицкая

Академики советуют решить вопрос о пороговом поступлении в вузы

0
4379
Нарушителей "майских указов" все больше

Нарушителей "майских указов" все больше

Анатолий Комраков

Субъекты Федерации не справляются с обязанностями по выплате зарплат учителям и истопникам

0
2764

Другие новости