0
8882
Газета Образование Печатная версия

18.10.2023 18:19:00

Школьные конфликты все чаще доходят до суда

Цифровизация сделала слишком тесным общение родителей и учителей

Тэги: школа, учитель, общение, школьники, родители, пассивная агрессия, цифровизация, конфликты


школа, учитель, общение, школьники, родители, пассивная агрессия, цифровизация, конфликты Большинство школьных конфликтов так или иначе сегодня разгораются вокруг использования цифровых устройств. Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru

В Московском городском педагогическом университете (МГПУ) создали симулятор для педагогов, который научит их общению с родителями школьников. Необходимость в этом есть. Ведь с проявлениями пассивной агрессии (грубость, сарказм, игнорирование) знакомы уже 71% учителей. И родители, по опросам педагогов, проявляют ее гораздо чаще, чем школьники, администрация школ и коллеги.

По данным Национального университета «Высшая школа экономики», 36% опрошенных учителей отметили в опросах, что становились жертвами пассивной агрессии со стороны родителей, 27% – со стороны коллег, 19% – со стороны учеников. Каждый второй учитель когда-либо слышал в свой адрес угрозы от школьников. Почти треть респондентов хотя бы раз имела дело с комментариями интимного характера. А с оскорбительными постами в социальных медиа сталкивались уже 42% опрошенных педагогов.

Онлайн-тренажер МГПУ устроен так, что, общаясь с различными персонажами, учитель может выбрать одну из трех стратегий поведения: агрессивную, защитную или конструктивную. Сценарии разговоров основаны на реальных ситуациях из школьной жизни. Тренажер сразу дает пользователю обратную связь и объясняет, что было сделано неправильно. И у педагога есть возможность увидеть последствия своих действий, проанализировать их.

Если бы учителю еще в помощь онлайн-информатора родителей, готового много раз повторять для беспокойных мам одну и ту же информацию! Дело в том, что на общение с родителями, учениками и коллегами в мессенджерах у школьного учителя уходит в среднем около 6 часов в неделю. Это тоже данные опросов НИУ ВШЭ. В целом работа с цифровыми устройствами занимает у педагогов около 11 часов в неделю. Свыше 60% опрошенных педагогов верят, что технологии повышают качество образования. И – хочется дополнить – добавляют учителям головной боли.

Как говорят учителя, большинство школьных конфликтов так или иначе сегодня связано с цифровыми устройствами. Точной статистики на этот счет нет, но даже беглый анализ сводок школьных происшествий и конфликтов свидетельствует, что число именно таких фактов растет. Причем – отличительная черта нашего времени – решаются они теперь зачастую в суде.

В качестве примера приведем короткую сводку последних школьных происшествий. В Калужской области учительница подала в суд на бывшую ученицу, разместившую на своей странице в одной из социальных сетей видеозапись, в которой негативно, в том числе с использованием нецензурных слов, высказывалась об учительнице и ее работе. По решению суда девушка написала в соцсетях опровержение и извинение, а также выплатила моральную компенсацию педагогу в размере 50 тыс. руб.

В Красноярске в конце сентября: 14-летний школьник снял тараканов в столовой и разослал снимок местным СМИ. И.о. директора школы заявила, что видео – фейк, а подросток просто захотел «прославиться» и «сорвать учебный процесс». Однако журналисты приехали в школу и обнаружили, что ученик прав. В дело вмешалась прокуратура. И официальная проверка подтвердила, что в школе систематически нарушаются требования СанПиН. Директору вынесли представление, а заведующую производством в школьной столовой привлекли к административной ответственности.

Но конфликт имел продолжение. После этого случая подростка в школе начали называть «позорником» и обвинять в том, что он «вынес сор из избы». К травле присоединились как учителя, так и другие дети. По словам мальчика, ему в портфель подкинули тараканов.

Большинство конфликтов можно было бы урегулировать, если бы обе стороны помнили, что обязаны уважать права других участников образовательного процесса. Если бы администрация школы проявляла гибкость при решении конфликта. Если бы учителя обладали достаточными знаниями по разрешению конфликтов. И на курсах по переподготовке им периодически напоминали бы о существовании такой науки, как конфликтология...

Обо всем этом приходится говорить пока только в сослагательном наколонении. Если бы в школе хорошо работали структуры, которые рассматривают споры между педагогами и родителями, педагогами и учениками, педагогами и педагогами. Например, управляющий совет школы, куда входят все эти представители. Такой совет собирается для разбора конкретного случая, а инициировать рассмотрение конфликта данной комиссией может как родитель, так и педагог. В этом случае «разбор полетов» получался бы более объективным. А пока всего этого нет, суд, как считают обе стороны, – единственно верное решение. Ну, или вот онлайн-тренажер, дающий подсказку для выхода из тупикового спора. 


Читайте также


ООН не хватает денег

ООН не хватает денег

Юрий Сигов

Почему желающих содержать крупнейшую международную организацию становится все меньше

0
998
Родители согласны на добровольный педагогический всеобуч

Родители согласны на добровольный педагогический всеобуч

Наталья Савицкая

Большинству семей не хватает психологической эрудиции для качественного воспитания детей

0
1025
Уроки труда в школе должны быть конкретными

Уроки труда в школе должны быть конкретными

Владимир Семенихин

Даже забивание гвоздей требует знаний и умений

0
1038
Советская школа зимнего строительства была одной из самых передовых в мире

Советская школа зимнего строительства была одной из самых передовых в мире

Владимир Полканов

Профессор Азарий Лапидус: об особенностях работы стройкомплекса в холодное время года

0
1956

Другие новости