0
14447
Газета Образование Печатная версия

05.02.2025 18:03:00

Одаренность ребенка до сих пор необъясненный феномен

Ученые предпочитают осторожно высказываться о детской гениальности

Тэги: талантливые дети, детская гениальность, одаренность ребенка, феномен, соцопрос, вциом


талантливые дети, детская гениальность, одаренность ребенка, феномен, соцопрос, вциом Главное в работе с детьми – придумать метод, чтобы раскрыть их индивидуальные природные задатки и заставить эти задатки продуктивно реализоваться. Фото агентства «Москва»

Каждый нормальный родитель считает своего ребенка особенным, как минимум – талантливым. Многие пытаются определить степень этой одаренности с помощью тестов, чтобы сознательно подойти к теме воспитания таланта. А есть те, которые считают, что вырастет ребенок – сам разберется, к чему у него лежит душа и в чем его талант.

Несколько лет назад Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) поинтересовался мнением россиян на тему, каких детей они считают одаренными. Социологи констатировали, что в обществе не сложилось единого мнения о том, каких детей можно назвать одаренными. Так, например, 41% опрошенных утверждали, что это те дети, у кого с рождения есть данные природой уникальные качества и таланты, а 38% придерживались того мнения, что это дети, чьи способности целенаправленно и усиленно развивались родителями и педагогами. 12% респондентов посчитали, что одаренными детьми можно назвать тех, кому повезло в жизни и их способности случайно заметили окружающие.

Любопытно здесь то, как респонденты отозвались о жизни талантливых детей во взрослом возрасте. Большинство посчитали, что в современной России одаренные дети со временем становятся обычными, среднестатистическими, если можно так сказать, гражданами. Поэтому учителя, тренеры и другие педагоги должны относиться к одаренным детям так же, как ко всем остальным. Только треть опрошенных посчитали, что отношение к таким детям должно быть особенное. И большинство ответили, что одаренному ребенку трудно найти общий язык со сверстниками.

И это любопытный момент: быть одаренным – равно быть несчастным. Ведь мы все очень хорошо понимаем, что такое – не уметь найти место в компании сверстников. В общем, детская одаренность – феномен, в котором еще разбираться и разбираться.

Известный как разработчик системы интенсивного обучения одаренных детей, директор Института психологии РАН академик Дмитрий Ушаков предпочитает говорить не об одаренных детях, а о детской одаренности. В его понимании называть кого-то из детей одаренным, а кого-то – нет довольно опасно. Назвать юного человека талантливым не совсем правильно. Талантливый – это тот, кто создает нечто культурно ценное. А одаренность – это потенциал.

Секрет того, как одаренный ребенок становится успешным взрослым, академику Ушакову подсказал знаменитый шахматист, патриарх советской шахматной школы Михаил Ботвинник. Однажды в разговоре он заметил, что в 15 лет играл сильнее всех в мире, потому что придумал метод. Это позволило ученому сделать вывод, что у человека есть определенные заданные свойства и нужно придумать метод, каким образом заставить эти свойства продуктивно работать. Причем метод должен оказаться исторически значимым в данный момент.

В своих трудах Ушаков отмечал, что в среднем интеллект у детей тем выше, чем старше их родители. Кроме того, интеллект выше в семьях, где меньше детей, с порядковым номером рождения ребенка интеллект убывает. В многодетных семьях интеллект имеет тенденцию заметно понижаться при сокращении интервалов между рождением детей. В семьях с высоким образовательным и экономическим статусом интеллект детей выше и перечисленные выше феномены менее выражены.

При этом ученый отмечает интересный парадокс: «…Родители с высоким образовательным статусом чаще недооценивают одаренность своих детей, а родители с низким образовательным статусом ее часто переоценивают». Успехи в средней школе и результаты школьных тестов являются лучшими ориентирами для построения прогнозов достижений в высшей школе. «Другие факторы: интересы, мотивация, самооценка – сами по себе имеют низкую предсказательную ценность», – подчеркивает Дмитрий Ушаков.

Еще в 1909 году биолог Фредерик Вудз предложил специальный метод исследования выдающихся людей. Созданная им наука, историометрика (клиометрия), должна была сыграть особую роль в изучении гениальности. Он предложил прослеживать жизнь выдающихся людей от детских лет до зрелости и таким образом обнаруживать закономерности и взаимосвязи в их становлении. Основной упор в историометрике предполагалось делать на количественных методах оценки. Детали биографии, документальные свидетельства тщательно переводились на язык цифр. И хотя историометрика не получила признания как самостоятельная отрасль знаний, ученых заинтересовали описания специфических характеристик, свойственных выдающимся людям. А в психологии одаренности и творчества они получили широкое распространение.

Как отмечает академик Российской академии образования Александр Савенков, изучение биографий выдающихся творцов позволило выделить следующие характеристики: 90% из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться; 75% выдающихся людей рано созрели, были не по годам развиты в умственном отношении, отличались критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны; почти 90% из них были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям; 75% были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью. В целом они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.

«Хорошо известно, что судьба наделяет людей талантом и интеллектом. Согласно закону «нормального распределения» Гаусса, этот подарок с одинаковой вероятностью может достаться любому, – отмечает Александр Савенков. – Например, распределение богатства обычно следует закону Парето: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий – лишь 20% результата». Поэтому 80% всех материальных благ в обществе принадлежат 20% населения, а оставшиеся 20% капитала делят между собой 80% граждан». В реальности этот разрыв значительно больше, заявляет ученый. Восемь лидеров списка «Форбс» обладают тем же капиталом, что и 3,6 млрд наименее обеспеченных людей, составляющих половину человечества.

Мировой педагогический опыт показывает, что вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способна творить педагогические чудеса, замечает Александр Савенков. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сам сумел сделать с тем даром, который имеет.  


Читайте также


Социологи рисуют для "Новых людей" две разные политические реальности

Социологи рисуют для "Новых людей" две разные политические реальности

Можно ли быть конкурентом КПРФ, чтобы одновременно не подвергнуться риску не попасть в Госдуму

0
1623
Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Дарья Гармоненко

Расклад партий по уровню критики в адрес власти расходится с социологическими рейтингами

0
1972
Трамп засомневался в победе на выборах в Конгресс

Трамп засомневался в победе на выборах в Конгресс

Геннадий Петров

Президенту США и его партии предстоит трудный год

0
2563
Исследуя феномен популярности Данилы Багрова

Исследуя феномен популярности Данилы Багрова

Вера Цветкова

Почему фильмы Алексея Балабанова стали частью культурного кода  

0
7458