Все признают, что у учителей тоже может быть желание разместить в социальных сетях фотографии событий своей жизни. Фото агентства «Москва»
Установить разграничение между «действиями, действительно несовместимыми с профессиональным статусом педагога, и случаями, не представляющими угрозы для образовательного процесса и нравственных оснований профессии», предложили депутаты Госдумы РФ («Новые люди»). В частности, поступило предложение разработать критерии вмешательства работодателя в личную активность педагогов. Учителя тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо.
Посты учителей в социальных сетях не имеют отношения к их профессиональной деятельности, поэтому их нельзя регулировать в правовом порядке, заявил член Совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Дмитрий Казаков. Между тем председатель комитета Госдумы по труду Ярослав Нилов пояснил, что педагоги имеют право на личную жизнь и публикации в социальных сетях, в том числе фотографии с отдыха. Депутат призвал не осуждать учителей за контент, допустимый для других граждан, и не допускать двойных стандартов. Нилов подчеркнул, что каждый подобный случай должен рассматриваться индивидуально, без общественного давления и скандалов. По мнению депутата, родителям следует больше внимания уделять воспитанию детей и ограждать их от деструктивного контента, а «не раздувать споры вокруг частной жизни педагогов».
Общий смысл заявлений депутатов сводится к тому, что у учителей тоже может быть желание разместить в социальных сетях фотографии событий своей жизни. И фотография в купальнике на отдыхе – это нормально. Не должно быть двойных стандартов и перекосов, не нужно доводить все до абсурда.
Депутат Госдумы РФ Анна Скрозникова призывает разработать совместно с Минтрудом четкие правовые критерии, которые определят допустимые рамки вмешательства работодателя в частную цифровую активность педагогов. По словам парламентария, к ней поступают многочисленные обращения от работников сферы образования, обеспокоенных растущим числом увольнений и дисциплинарных взысканий за активность в соцсетях. Как отмечается в письме Скрозниковой, речь идет о публикациях, «размещенных вне рабочего времени, не связанных с профессиональной деятельностью и не содержащих противоправного контента».
История путешествия по социальным сетям слогана «Учителя тоже люди» начинается, пожалуй, со случая с учительницей русского языка и литературы из Барнаула Татьяной Кувшинниковой. Спортсменка-любительница уволилась из школы после скандалов, вызванных ее публикацией в соцсетях. Учитель разместила на страничке в социальной сети свои фотографии в закрытом купальнике и короткой юбке. Позировала на фоне зимнего пейзажа. Картинку сопровождало сообщение, что она занимается зимним плаванием и выступает на чемпионатах России и мира. Как пояснила позже СМИ сама автор снимков, фото она сделала в поддержку универсиады в Красноярске.
Спустя некоторое время бремя «сетевой славы» выпало на долю Виктории Поповой – учительницы истории из Омска. Ей тоже пришлось уволиться после публикации в интернете снимка в купальнике. 26-летняя Виктория рассказала под фото в купальнике, что в свободное от работы в школе время она проходит обучение в модельной школе для девушек с пышными формами, и указала, что на одном из занятий позировала в купальнике.
А вот совсем недавний случай. В Нижнем Новгороде учительницу начальных классов уволили после скандала с публикацией провокационных фотографий в социальных сетях. По данным местных изданий, откровенные снимки педагога – лицо педагога было размыто – появились в пабликах. В департаменте образования Нижнего Новгорода заявили, что было проведено служебное расследование, по итогам которого учителя уволили. При этом чиновники отметили, что в образовательном учреждении о ситуации узнали только из СМИ.
А на Ставрополье школьного психолога уволили уже через две недели после трудоустройства. В свободное от работы время психолог вела блог, в котором раскрывала интимную сторону отношений между мужчиной и женщиной. Увидевшая ее публикации мать одного из учеников созвала родительский комитет, который потребовал уволить психолога. Психолог утверждала, что откровенный контент доступен в ее соцсетях исключительно по платной подписке, однако эти доводы начальством учтены не были.
Пристрастному отношению со стороны бдительных родителей подвержены не только учителя-женщины. Есть проблемы и с учителями-мужчинами. Например, история с учителем математики из сургутской гимназии имени Фармана Салманова. Молодой учитель преподавал в гимназии математику и был на хорошем счету. Но выглядел не очень классически: носил длинные волосы и одевался не так, как привычно одеваться мужчинам в России. Модный тренд на унификацию молодежной одежды, видимо, не впечатлил родителей, и на педагога донесли в вышестоящие органы. Финал – педагог покинул школу.
В общем, судя по всему, вопрос об этичном поведении педагога в новейшей истории России встает довольно остро. Справедливости ради надо отметить, что вопрос совсем не праздный. Вспоминая школьные годы, любой человек скажет, что тот или иной учебный предмет в его сознании прочно ассоциируется с конкретным учителем. Сфера деятельности педагога – это зона доверия между людьми, поэтому определенный уровень у учителя профессионально-этической культуры явно не помешает.
В нашей стране дресс-код учителя не прописан в законодательных актах. Но есть закон об образовании (ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников»), который прямо призывает «соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики». И в университетах педагога учат тому, что входит в основные понятия педагогической этики.
Другое дело, что с соблюдением норм профессиональной этики учителями сегодня все стало не совсем просто.