0
1741
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

11.09.2007 00:00:00

Бойцы восточного фронта

Нина Пусенкова

Об авторе: Нина Пусенкова - кандидат экономических наук, доцент, аналитик Московского центра Карнеги.

Тэги: нефть, сибирь, дальний восток


В российском нефтегазовом секторе активно идет огосударствление активов и ограничение роли иностранных компаний. Эти процессы особенно четко видны в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, где создается новая нефтегазовая провинция. За последние 7 лет состав игроков там радикально обновился.

Частные компании: стратегическое отступление

До недавнего времени на востоке страны сильные позиции занимали частные компании. ЮКОС был хозяином большой нефти Восточной Сибири. Он работал в Юрубчено-Тохомской зоне в Эвенкии, владел двумя НПЗ и сетью АЗС. ЮКОС стремился получить Ванкор в Красноярском крае, имел виды на Талаканское месторождение в Якутии и на Западно-Камчатский шельф и собирался строить нефтепровод в Китай.

«Славнефть» работала в Эвенкии; «Сибнефть» – на Сахалине и Чукотке. ТНК–ВР, получив основные активы «СИДАНКО», стала владельцем компании «Русиа Петролеум», у которой была лицензия на Ковыкту.

Как сменились хозяева компаний ЮКОС, «Сибнефть» и «Русиа Петролеум», хорошо известно. ТНК-ВР и «Сибнефть» на двоих купили «Славнефть», и половина ее потом отошла ОАО «Газпром». То есть ряды частных компаний на востоке поредели. Правда, в Якутию пришел «Сургутнефтегаз», получив «Талакан». Но он – «державная» компания, да и дальнейшая его судьба не совсем ясна.

Государственные компании: массированное наступление

Государственные компании поначалу были представлены скромно: у ОАО «Газпром» там практически не было активов, а «Роснефть» раньше была слишком слаба, чтобы считаться серьезным игроком.

В 1990-х годах восток ОАО «Газпром» не интересовал – у компании хватало проблем в других местах. Но сейчас «Газпром» стал продвигать свое видение того, как осваивать регион. Монопольный экспортер газа был назначен координатором развития газовой промышленности на востоке и в 2002 году начал разрабатывать Восточную газовую программу.

Параллельно «Газпром» строил восточную империю. Он приобрел «Сибнефть», присоединился к «Сахалину-2» с 50% + 1 акция и получил контроль над Ковыктой. «Сахалин-2» важен компании для выхода на мировой рынок СПГ, на котором «Газпром» планирует стать крупным игроком. А газ Ковыкты можно использовать и для покрытия дефицита газа в стране, и для прорыва в Китай. Ведь «Газпром» заключил соглашение с Пекином о поставках до 80 млрд. куб. м газа в год. Это – важный этап в диверсификации экспорта газа, но не ясно, хватит ли на него голубого топлива.

В июне 2007 года Михаил Фрадков одобрил Восточную программу «Газпрома», причем попутно концерн захотел получить без конкурса Чаяндинское месторождение в Якутии и блоки «Сахалина-3», для чего пришлось бы менять законодательство.

Так «Газпром» превратился из виртуального игрока с высокими полномочиями, но без существенных активов, в реальную силу в регионе.

С компанией «Роснефть» ситуация иная. Ее присутствие на востоке страны, который она считает зоной своих стратегических интересов, всегда было значительным. Ее дочернее предприятие «Сахалинморнефтегаз» участвовало в сахалинских шельфовых проектах; «Роснефть» владела «Комсомольским НПЗ». Компания была призвана государством проводить газификацию и бороться с энергетическим кризисом в регионе. Сейчас позиции «Роснефти» резко укрепились в целом и на востоке в частности. Помимо «Сахалина-1», она взяла под контроль сахалинские проекты «второй волны», такие как Венинский блок «Сахалина-3», и пригласила ВР в «Сахалин-4» и «Сахалин-5» на роль младшего партнера с 49%. «Роснефть» отвоевала Ванкорское месторождение, получила лицензию на Западнокамчатский шельф, приобрела 25,9% «Верхнечонскнефтегаза», оператора Верхнечонского месторождения в Иркутской области. Наконец, весной 2007 года она скупила все основные активы ЮКОСа, в том числе восточносибирские.

Иностранные компании: смена караула

На востоке иностранцев потеснили «Роснефть» и «Газпром». Акционеры Sakhalin Energy вдвое сократили свои доли в пользу «Газпрома». «Роснефть» отбила «Ванкор» у Total и сыграла свою роль в удалении ExxonMobil и ChevronTexaco из Киринского блока «Сахалина-3». Но одновременно «Роснефть» открыла дорогу на восток игрокам из Азии. << ОКОНЧАНИЕ НАЧАЛО НА СТР. 1

Индийская ONGC купила в 2001 году 20% из долей «Роснефти» и «Сахалинмортефтегаза» в «Сахалине-1». Сотрудничество «Роснефти» с Индией развивается – в начале 2007 года «Роснефть» и ONGC подписали меморандум, по которому индусы могут получить доступ к российским недрам взамен на финансирование их освоения и доступ «Роснефти» к индийскому сектору нефтепереработки и сбыта.

Поскольку западно-камчатский шельфовый проект рискован и дорог, «Роснефть» позволила другому азиатскому партнеру – корейской KNOC – в 2005 году приобрести 40% в управляющей компании West Kamchatka Holding BV, в которой у «Роснефти» 60%.

Особенных успехов добились китайцы. «Роснефть» допустила Sinopec к Венинскому блоку «Сахалина-3». В 2006 году было образовано СП «Восток Энерджи» между «Роснефтью» (51%) и CNPC (49%) по разведке и добыче углеводородов в России, а второе их СП займется нефтепереработкой и сбытом в Китае. И уже в июле 2007 года «Восток Энерджи» приобрело лицензии на два иркутских месторождения.

Судя по всему, у «Роснефти» сложились особые отношения с Китаем после того, как китайские банки предоставили ей 6 млрд. долл. на покупку «Юганскнефтегаза», которые будут возвращены за счет поставок нефти в Китай (48,8 млн. т нефти до 2010 года). Китайцы еще больше укрепили связи с «Роснефтью», приобретя ее акции в ходе первоначального публичного предложения акций (IPO).

Их успехи объясняются не только масштабами российско-китайского сотрудничества. Поскольку в обеих странах сильно социалистическое наследие, китайцам, очевидно, проще понимать специфику ведения бизнеса в России. Кроме того, они не только пытаются пробиться к российской геологоразведке и добыче, но и предоставляют «Роснефти» доступ к своей нефтепереработке и сбыту – надежная формула успеха для иностранных компаний, как показывает и опыт Индии.

«Газпром» и «Роснефть»: заклятые друзья

Итак, «Газпром» и «Роснефть» поделили восток России на двоих, потеснив частные компании и ограничив роль крупных западных компаний. Восточная экспансия «Газпрома» и «Роснефти» не только соответствует общей стратегии государства, которое стремится восстановить полный контроль над нефтегазовым сектором и востоком России, но и отвечает устремлениям большинства россиян, до 70% которых считают, что основные активы должны принадлежать государству, и у которых силен «нефтегазовый патриотизм».

Однако соперничество между двумя госкомпаниями обостряется. Они бились за активы ЮКОСа, причем на востоке убедительную победу одержала «Роснефть», и за лицензии в Иркутской области. Так, «Роснефть» приобрела Восточно-Сугдинский участок, превысив стартовую цену в 25 раз и обойдя «Газпром». Яблоком раздора в дальнейшем могут стать сахалинские проекты, особенно «Сахалин-1», где «Газпром» препятствует экспорту газа в Китай, и Киринский блок «Сахалина-3». Явится ли конкуренция между ними двигателем или тормозом освоения нефтегазовых богатств востока страны? Очевидно, две доминирующие компании в национальном нефтегазовом секторе (что обеспечивает некую систему сдерживания и противовесов) лучше, чем одна. Но если их борьба станет слишком разрушительной и Кремль не сможет их контролировать┘

Что день грядущий нам готовит┘

Обеспечит ли новый состав игроков прогресс в освоении востока? Пока что «Сахалин-1» и «Сахалин-2», где лидировали иностранные компании, были единственными проектами, достигшими значительных успехов. Тем временем у «Роснефти», например, которая после всех недавних приобретений испытывает финансовые трудности, может не хватить денег на масштабные работы в этом сложном регионе. Кроме того, частные компании обычно более эффективны, чем государственные, на которые правительство к тому же возлагает дополнительные политические и социальные функции. Вдобавок у них бывают свои корпоративные интересы, не совпадающие с национальными. Общенациональная сверхзадача на востоке, которую правительство собирается реализовывать в опоре на госкомпании, – обеспечить его экономический подъем, остановить отток населения, развивать отношения с АТР, создать нефтегазовую провинцию, которая сменила бы Западную Сибирь.

Государственные же компании заинтересованы в востоке, поскольку практически только там остались нераспределенные стратегические месторождения, и оттуда ближе до динамичных рынков АТР. «Газпром» к тому же стремится сохранить монополию на экспорт газа, повысить капитализацию и собрать все важнейшие газовые активы. Он предпочитает присоединяться к уже осуществляющимся газовым проектам, а не начинать с нуля, и при этом иногда в своих целях тормозит важные начинания других компаний. А это вступает в конфликт с интересами ряда восточных субъектов Федерации.

Так что будущее покажет, насколько эффективно новые игроки смогут возродить регион – ведь восток, как известно, дело тонкое.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Президент оценил работу правительства над инфраструктурным планом

Президент оценил работу правительства над инфраструктурным планом

Михаил Сергеев

Глава государства поручил начать рассмотрение обращений граждан к новой «Прямой линии»

0
496
Регионы разделят на «доноров технологий» и «реципиентов инноваций»

Регионы разделят на «доноров технологий» и «реципиентов инноваций»

Ольга Соловьева

Вместо «размазывания» науки по стране появятся каналы распространения достижений в субъектах РФ

0
556
Коммунисты на местах осмеливаются не признавать итоги выборов

Коммунисты на местах осмеливаются не признавать итоги выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

ЦК КПРФ не мешает точечному обострению, но претензий к власти не обобщает

0
567
Правительство продолжает разгружать тюремную систему

Правительство продолжает разгружать тюремную систему

Екатерина Трифонова

Наказание в виде ограничения свободы дорабатывают в связке с принудительными работами

0
624

Другие новости