Президент Узбекистана на международном форуме в Ташкенте приглашал иностранных инвесторов вкладывать в энергетику страны. Фото с сайта www.president.uz
В 2025 году Узбекистан начал реализацию программы по развитию экологически чистой энергетики, цель которой – увеличить долю возобновляемых источников энергии в стране до 26% к концу года.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев объявил 2025-й Годом охраны окружающей среды и зеленой экономики, подчеркнув, что зеленая экономика – это не только развитие чистой энергетики, но и повышение энергоэффективности в различных отраслях промышленности.
В 2025 году перед Узбекистаном стоит масштабная цель – сохранить темпы экономического роста на уровне не менее 6% и увеличить ВВП более чем до 125 млрд долл. Для достижения этой цели до конца 2025 года планируется ввести в эксплуатацию 18 проектов по производству солнечной и ветровой энергии мощностью 3,5 ГВт.
«Мы введем национальные системы мониторинга выбросов парниковых газов и торговли квотами на выбросы. К 2030 году мы намерены сократить выбросы парниковых газов на 35% и постоянно повышать этот показатель», – подчеркнул президент республики.
Мирзиёев продвигает использование солнечных панелей, поставив цель генерировать 1 ГВт энергии с помощью солнечных панелей, установленных на крышах предприятий и частных домов. Согласно заявлению пресс-службы президента, солнечные панели уже установлены на 60 тыс. крыш по всему Узбекистану, планируется установить их на 50% всех крыш в стране, однако сроки достижения этой цели не указаны.
Потенциал и мотивация
Стремление Мирзиёева к развитию зеленой энергетики, вероятно, мотивировано желанием диверсифицировать экономику Узбекистана, которая в значительной степени зависит от доходов от экспорта сырья. Президент также делает ставку на зеленую энергетику для стимулирования экономических преобразований, которые позволят Узбекистану занять более выгодное положение в глобальной торговой системе.
Узбекистан обладает значительным потенциалом возобновляемых источников энергии, значительная часть которого приходится на солнечную энергию. Узбекистан имеет высокий уровень солнечной радиации.
Глобальная горизонтальная радиация (GHI) измеряет плотность солнечных ресурсов, доступных на горизонтальной поверхности, включая как прямое, так и рассеянное излучение. GHI служит показателем для оценки потенциала солнечной фотоэлектрической энергии (PV), которая преобразует оба вида излучения в электричество. Среднее значение GHI в Узбекистане оценивается в 4,52 кВт-ч на 1 кв. м в день (в диапазоне 4,0–5,0 кВт-ч/кв. м/день), что превышает показатели ряда европейских стран с хорошими солнечными условиями, таких как Испания (4,64 кВт-ч/кв. м/день) или Италия (4,07 кВт-ч/кв. м/день).
Прямая нормальная солнечная радиация (DNI) является важным показателем для оценки возможности использования технологий концентрированной солнечной энергии (CSP) и солнечной тепловой энергии, которые требуют прямого солнечного излучения. Среднее значение DNI в Узбекистане составляет 4,44 кВт-ч/кв. м/день (диапазон от 3,03 кВт-ч/кв. м/день до 5,27 кВт-ч/кв. м/день). Для сравнения: Испания и США, которые являются основными рынками CSP в мире, демонстрируют несколько более высокую среднюю DNI (5,34 кВт-ч/кв. м/день и 4,76 кВт-ч/кв. м/день соответственно), но эти показатели сопоставимы с показателями, наблюдаемыми в южных регионах Узбекистана.
Цели правительства
К 2030 году долю возобновляемых источников энергии правительство республики намечено увеличить еще больше посредством масштабных инвестиций – до 54% в общем объеме электрогенерации. За этот период ожидается строительство дополнительных зеленых мощностей на 19 тыс. МВт.
Шавкат Мирзиёев сообщил, что к концу 2025 года планируется увеличить объемы производства зеленой энергии до 12 млрд кВт-ч к 2026 году. В целом в 2025 году в стране планируется произвести 84 млрд кВт-ч электроэнергии, что на 25 млрд кВт-ч, или в полтора раза, больше по сравнению с 2016 годом.
По расчетам узбекского правительства это обеспечит годовое потребление 5 млн домохозяйств и позволит предотвратить выброс 6,5 млн т вредных газов в атмосферу. В течение следующих двух лет совместно с частными предпринимателями будет реализована масштабная программа по созданию более 2 тыс. малых и микро-ГЭС.
Узбекистан планирует привлечь частный сектор в эту сферу и сделать серьезные шаги по организации рынка электроэнергии. В частности, до конца 2026 года через конкурентные торги планируется создание оптового рынка электроэнергии. Это также создаст предпосылки для создания добавленной стоимости на сумму 4 млрд долл. в других отраслях экономики.
В Узбекистане также отмечают что механизм государственно-частного партнерства будет широко внедрен не только для крупных электростанций, но и в других направлениях отрасли. Так, ГЧП планируется внедрять и в сферу распределения энергии, где на модернизацию сетей привлекут 4 млрд долл. инвестиций.
В частности, в Самаркандской области разработан первый проект передачи управления региональными электрическими сетями частному сектору, где победители будут выбраны в результате международного тендера.
В расширении регионального и международного сотрудничества в области зеленой энергетики Узбекистан полагается на своих международных партнеров. Соглашения в области совместного развития зеленых энергетических проектов и экспорта зеленой энергии в Европу уже подписаны с партнерами из Казахстана, Азербайджана и Саудовской Аравии.
Благодаря масштабной информационной кампании в Узбекистане наблюдается большой интерес к зеленой энергетике со стороны населения и местных предпринимателей.
«В целях поддержки таких предприятий в региональных программах развития доля зеленых проектов будет увеличена в пять раз в течение следующих пяти лет. В этом направлении техникумы внедряют дуальную систему образования совместно с промышленными предприятиями, а в пяти вузах создаются передовые инженерные школы. Кроме того, по словам Мирзиёева, в энергетике, металлургии, химии и электротехнике будет расширено сотрудничество с ведущими компаниями по направлениям исследований и разработки.
Генерация по-новому
Зеленые электростанции в Узбекистане продолжают теснить традиционные виды электрогенерации. В конце 2024 года Шавкат Мирзиёев запустил шесть зеленых электростанций общей мощностью 2,4 ГВт в Джизакской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Бухарской и Кашкадарьинской областях, а также в Тамдынском районе Навоийской области.
Кроме того, в Узбекистане впервые построена крупная система хранения электроэнергии мощностью 300 МВт в Андижанской и Ферганской областях, в Кашкадарье запущена электростанция мощностью 400 МВт, в Ташкенте – современная когенерационная установка, а в Андижанской, Сурхандарьинской и Ташкентской областях – четыре малые ГЭС.
Производство электричества на крупных предприятиях энергоснабжения, большинство из которых работает на газе, продолжает неуклонно снижаться по всей республике. Так, в 2024 году производство электроэнергии, генерируемой газовыми электростанциями, сократилось примерно на 6,7% в сравнении с 2023 годом. При этом потери в газовом секторе энергетики с лихвой компенсируются выработкой электричества на солнечных и ветряных электростанциях, чья доля в генерации выросла до 11,6%.
Отмечается, что за счет вводимых мощностей в ближайшие годы будет произведено дополнительно 9,5 млрд кВт-ч электроэнергии, сэкономлено 2,5 млрд куб. м природного газа и предотвращен выброс 4,6 млн т вредных газов.
В рамках Парижского соглашения Узбекистан обязался сократить выбросы вредных газов на 35% к 2030 году. Президент заявил о готовности расширить эти обязательства до 2050 года.
При этом более 4 млн узбекских домохозяйств будут обеспечены бесперебойным доступом к чистой энергии, а запущенные проекты дадут импульс к созданию добавленной стоимости в размере 4 млрд долл. в других секторах экономики.
Подчеркивается, что зеленые энергетические проекты в Узбекистане реализуются в сотрудничестве с компаниями Masdar, ACWA Power, Aksa Energy, а также с ведущими компаниями Китая и Германии.
В Узбекистане акцентируют, что благодаря открытому доступу частного сектора за последние пять лет в энергетическую сферу было привлечено около 20 млрд долл. прямых иностранных инвестиций.
Ранее полностью контролируемая государством система приобрела 24 независимых производителя электроэнергии.