0
2729
Газета События Печатная версия

01.04.2000 00:00:00

Двойник "Бурана" совершил полет восемь лет назад


"Байкал" стартовал ясным зимним днем.

В ПРЕДДВЕРИИ нынешнего Дня космонавтики наши ракетчики не перестают удивлять - как делами сегодняшними, так и новыми сенсациями из дня вчерашнего. Оказывается, далеко не все белые пятна и темные места советской космонавтики были раскрыты перед обществом на протяжении последних лет.

Известно, что отечественный собрат американского "Спейс Шаттла" - воздушно-космический самолет "Буран", создавая который советский военно-промышленный комплекс совершил научно-технический подвиг сродни строительству египетских пирамид, побывал в своем первом и последнем двухвитковом полете и совершил триумфальную автоматическую посадку 15 ноября 1988 г. И - все. До сих пор считалось, что с тех пор "советский шаттл" встал на "мертвый якорь" и самым дальним его путешествием стало недавнее плавание летной ступени на выставку в Австралию. Ан нет, оказывается!

Исторические кадры показывают первоначальное название "Бурана".
Фото с интернет-сайта http://www.buran.ru

Как явствует из информации, размещенной только что на официальном веб-сайте программы "Буран" (http://www.buran.ru), после трех недель напряженных предстартовых испытаний на левом стартовом сооружении комплекса "Энергия-Буран" на космодроме Байконур, 4 февраля 1992 г. навстречу орбитальному комплексу "Мир" отправился младший брат орбитального корабля "Буран" - ОК "Байкал". Интересно, что впервые имя "Байкал" было нанесено на первый летный корабль, который в ноябре 1988-го и совершил первый космический полет под именем "Буран". Все дело в том, что в слове "Байкал"... на одну букву больше, и при написании его вместо "Буран" последняя буква попадала в зону высоких температур при спуске в атмосфере и попросту выгорала. Однако по результатам первого испытательного полета "Бурана" удалось экспериментально уточнить реальные зоны выгорания лакового покрытия и стало ясно, что можно использовать первоначальное наименование. Причем для последующих кораблей были также зарезервированы шестибуквенные названия - "Ураган", "Тайфун".

"Байкал" оторвался от стартового комплекса в 13.24 московского времени. Ему предстояло совершить автоматическую стыковку со станцией "Мир", и, если все проходило гладко, навстречу орбитальному кораблю должны были отправиться Геннадий Манаков и Александр Полищук на борту специально оборудованного "Союза" - для отработки стыковки и спасательных операций на борту терпящего бедствие "челнока".

К сожалению, повторить успех четырехлетней давности не удалось. Примерно через сорок секунд полета один за другим отключились два двигателя первой ступени (блока "А"). Гибель второй "птицы" казалась неминуемой, но уникальная автоматика московского НПО АП сработала и на этот раз. Орбитальный корабль смог отделиться от падающей ракеты, выполнил маневр в атмосфере, воспользовавшись собственными двигателями, и через 22 минуты после старта благополучно совершил посадку на полосу байконуровского аэродрома "Юбилейный". По отзывам специалистов, если бы в январе 1986 г. аналогичный маневр смог бы проделать американский "Челленджер", семь астронавтов остались бы живы.

Нынешний сюжет вокруг неизвестных страниц нашей истории оказался не менее занимательным, чем перипетии девятилетней давности. Страница, посвященная полету "Байкала", готовилась веб-мастерами НПО "Молния" в строжайшей тайне; вероятно, руководство до последнего момента колебалось - стоит ли ворошить старое. Но 13 марта на спрятанную внутри сервера buran.ru страничку случайно наткнулся известный австрийский "следопыт" и аналитик Марк Вэйд. После немедленного появления в англоязычном Интернете сенсационных новостей о "Секретном полете второго "Бурана" руководители на самом верху, спохватившись, приняли меры, страничка "Байкала" была срочно удалена. Решено было считать, что Марку Вэйду все почудилось - в силу недостаточного пока владения русским языком. Но "Байкал" оказался тем шилом, утаить которое в спецхранах оказалось невозможным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Роснефть» правильно ответила Минфину США иском, уверен глава ИМЭМО РАН

«Роснефть» правильно ответила Минфину США иском, уверен глава ИМЭМО РАН

Евгений Солотин

Рассчитывать на объективность суда сложно, но громкие заявления американских чиновников нуждаются в публичном обсуждении

0
303
Боевой разворот Анкары

Боевой разворот Анкары

Василий Иванов

Турецкие ВВС лавируют между Вашингтоном, Киевом и Москвой

0
486
Одесский привоз, киевский конфуз и польский аншлюс

Одесский привоз, киевский конфуз и польский аншлюс

Владимир Зеленский передает Украину в доверительное пользование Польше

0
850
Оппозиционеры опасаются второго вала уголовных дел

Оппозиционеры опасаются второго вала уголовных дел

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Законодательство по борьбе с противниками спецоперации укладывают в логику статьи 58 УК СССР

0
659

Другие новости