0
798
Газета События Интернет-версия

20.03.2002 00:00:00

Утечка мореходов

Тэги: дноуглубитель, а.м. велла, моряки, гонконг


В территориальных водах Китая возле порта Гонконг 18 марта местные моряки обнаружили тела россиян Юрия Кузнецова и Анатолия Михайлишина - капитана и бортмеханика небольшого гонконгского судна-дноуглубителя "А.М. Велла", потерпевшего крушение 12 марта. Дноуглубитель затонул в водах Южно-Китайского моря, в узком проливе между островами Ланьдао и Мавань, где столкнулся с большегрузным сингапурским судном "Кота Хидак". Из 15 членов экипажа "А.М. Велла" спаслись лишь 8 человек, еще семеро моряков пропали без вести. Их поиски китайские спасатели вели на огромной территории, надеясь отыскать уцелевших, но найти живых так и не удалось. Из 15 моряков 13 человек были гражданами России, и о судьбе двоих до сих пор ничего не известно...

Трагедия, произошедшая в Южно-Китайском море, весьма показательна: российские моряки, вконец разочаровавшись в родном флоте, все чаще ищут место на импортных судах, мечтая работать под иностранным флагом. Тенденция исчезновения государственного торгово-промыслового флота прослеживается давно и не только в России. Уже много лет львиная доля мирового тоннажа принадлежит судовладельцам стран так называемого удобного флага - небольших государств, имеющих определенные льготы, в том числе и в отношении контроля.

Нередко на судах удобного флага система госконтроля за соблюдением трудового законодательства отсутствует вовсе. Зачастую, нанимаясь на такой корабль, моряк даже не уверен в том, на какую именно компанию он работает и кому принадлежит судно - флаги сдаются напрокат странами-владельцами и попадают на суда, зафрахтованные совсем в других государствах, нередко через третьи руки. Таким образом, желая получить выгодную работу, наши мореходы попадают на корабли, контролировать работу и финансирование которых просто невозможно, и оказываются в полной зависимости от владельца судна. Однако, несмотря ни на что, Россия за последние десять лет стала одним из государств, чьи мореходы в массовом порядке мигрируют под иностранные флаги и отнюдь не всегда под удобные. Что же привело к такому положению российское морское судоходство?

"Что за вопрос? - удивились представители Росморфлота. - Это жизнь! Есть самые обычные бытовые причины, по которым люди хотят работать на другие государства". А по мнению заместителя начальника департамента судоходной политики и регулирования производственной деятельности морского флота, бывшего капитана Геннадия Хорина, основных причин две. "Первая - это зарплата, - заявил он. - Судите сами: на иностранных судах простой матрос получает около тысячи долларов. Соответственно зарплата капитана достигает трех с половиной - четырех тысяч. А на российском корабле капитан получает 400 долларов..." Вторая причина, по мнению Геннадия Хорина, - нынешнее плачевное состояние российского торгово-промыслового флота: "Лет десять назад у нас было 1200 судов, и на каждом - по два экипажа. А на сегодняшний день - всего 222 корабля. Вот и получается, что огромное количество людей остались просто без работы".

Но куда пропали почти 1000 кораблей? Разумеется, часть списана, часть вышла из строя, а остальные? А остальные за последние десять лет были распроданы за бесценок, пущены с молотка во время ликвидации пароходств и компаний или сданы в аренду. Российские суда по сей день работают на другие государства, и нередко в аренду берут судно вместе с экипажем. А потом "ненужные" после выполнения фрахта суда оставляют у чужих берегов на произвол судьбы, заявив экипажу о разрыве контракта и не заплатив ни копейки. Добиться справедливости удавалось немногим - и в основном своими силами.

Всем в России понятно, что с таким положением нужно бороться, однако когда и как, пока, похоже, никто не задумывался. Между тем наши европейские соседи весьма серьезно воспринимают проблемы своего судоходства и делают все возможное для сохранения и приумножения своего плавсостава. Евросоюзом разработана специальная целевая программа, направленная на подготовку высококвалифицированных кадров. Так, увеличено финансирование учебных заведений по подготовке командного состава флота: на каждого студента бюджет ЕС выделяет по 3000 долларов в год. Кроме того, в Европе планируется провести грандиозную рекламную кампанию по привлечению на флот молодежи, а между делом власти обещают морякам прибавить зарплату.

А пока европейцы укрепляют и приумножают свой флот, мы по-прежнему воспитываем "мореходов на экспорт". При этом стараясь не замечать очевидного: сегодня российский флот имеет 0,4% мирового рынка фрахта, а флот ЕС, который спасают едва ли не всем миром, - 15%.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
445
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
492
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
294
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
194

Другие новости