0
1047
Газета События Печатная версия

14.04.2006 00:00:00

Наказания для водителей ужесточают мягко

Тэги: плигин, коррупция, дороги, коап

«Исключительно мягким законопроектом» назвал в интервью «НГ» предложенные поправки в ст. 12 КоАП РФ председатель думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин. Напомним, что речь идет о резком увеличении размеров штрафов и расширении списка нарушений правил дорожного движения, за которые предусмотрено изъятие водительского удостоверения. Обоснованные сомнения, что принятие этого законопроекта может усилить степень коррупции на дорогах, Владимир Плигин разделяет, но считает, что даже такое развитие событий пойдет на пользу безопасности автомобилистов и пешеходов.

плигин, коррупция, дороги, коап Владимир Плигин: 'Ответственность является просто смехотворной'.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

-Надо ли понимать так, что главным разработчиком законопроекта является именно ГИБДД?

– В 2004–2005 годах в Государственную Думу 15 субъектами Российской Федерации были внесены предложения об изменении 12-й главы КоАП. Некоторые регионы, например Москва, выдвинули комплексные предложения по урегулированию ряда проблем в области дорожного движения. Предложения же других субъектов РФ носили более точечный характер. Чтобы как-то систематизировать все эти инициативы, Государственная Дума приняла решение о создании рабочей группы в составе комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. Целью было проанализировать все законопроекты и, может быть, выработать комплексный подход к изменению кодекса.

Я должен сказать, что по ряду причин эта рабочая группа так до конца и не сумела выработать единый подход ко всем внесенным законопроектам. Поэтому мною было проведено совещание со специалистами комитета и МВД, в ходе которого мы договорились, что все предложения будут сведены в единый нормативный акт. После проведения ряда рабочих совещаний мы наконец пришли к выводу, что такого рода законодательный акт готов. В том виде, в котором он был готов, он и был внесен в Государственную Думу.

– Получается, что единственным экспертом выступало МВД?

– Экспертами являлись и специалисты комитета, которые ведут главу 12 КоАП, и депутаты, профессиональная деятельность которых затрагивает в том числе и эту сферу. Например, Александр Харитонов – доктор юридических наук и специалист, кстати, в области административного права. Александр Москалец – бывший прокурор Красноярского края. В той или иной степени и я сам являюсь специалистом в административном праве. Александр Стрельников был председателем Законодательного собрания Кировской области, и он тоже знаком с проблемами безопасности дорожного движения.

– Принято считать, что порядок на дорогах – это комплексная проблема и решать ее надо таким же образом. Об этом говорил и президент на специальном заседании Госсовета. Почему же первоначальным шагом было выбрано именно усиление репрессий против водителей?

– Я не согласен с тем, что этот законопроект имеет карательный уклон. К сожалению, у меня возникают сомнения по этому поводу.

– Что же, он еще может считаться мягким?

– К сожалению, это действительно исключительно мягкий законопроект, он даже не отражает международную практику регулирования в этом вопросе. В настоящее время все специалисты утверждают, что в области дорожного движения до 80 процентов происшествий случаются в результате действия человеческого фактора, то есть являются следствием поведения водителей и пешеходов. Корректировка человеческого фактора поддается в том числе и путем установления определенной ответственности. Но та ответственность, которая сейчас установлена в КоАП, по ряду составов является просто смехотворной – особенно там, где идет наказание в 50 рублей. Такая сумма не играет, понятное дело, никакого значения, администрирование этих штрафов стоит дороже их самих, так что никакого превентивного значения они не имеют. На это необходимо было как-то прореагировать. Необходимо было прореагировать также и на предложения субъектов РФ о наказании лиц, лишенных права управлять автомобилем, но все равно управляющих им, да еще и в состоянии алкогольного опьянения. В этой связи и появилось наказание в виде административного ареста на 15 суток. Но при этом очень легко убедиться в том, что во всем остальном мире на такие нарушения реагируют еще более жестко. Я бы хотел обратить внимание также и на то, что лица, которые подвергаются административному аресту, никогда не будут содержаться в следственных изоляторах или местах лишения свободы. Так что те публикации, в которых утверждалось обратное, для меня были очень любопытны, поскольку в них предлагалась своеобразная «правовая новелла» – новость.

– На слушаниях в Думе не было ни одного выступавшего, кроме Виктора Кирьянова, кто бы не сказал о полной коррумпированности службы ГИБДД. Почему же эта проблема остается «на потом», может быть, стоило начать именно с нее?

– Эта проблема не остается «на потом». Эта проблема в настоящее время решена, в частности Уголовным кодексом. Когда мы говорим о получении денег лично теми или иными людьми, то надо иметь в виду, что это означает взятку должностным лицом при исполнении служебных полномочий. Против этого предусмотрены достаточно серьезные правовые санкции. Мне представляется, что техническую сторону борьбы с такими явлениями можно организовать достаточно просто.

– Всего лишь несколько осужденных автоинспекторов за год, так что это, видимо, не так уж и просто?

– Значит, мы, как законодательный орган власти, должны ставить вопрос о том, чтобы виновные в нарушении закона лица обязательно привлекались к уголовной ответственности. Еще раз хотел бы подчеркнуть, что здесь нет какой-то неурегулированности в законодательстве, необходимо просто требовать от системы соблюдения имеющихся законов.

– Но если наказания будут ужесточены, скорее всего просто резко увеличатся и суммы, и объемы взяток...

– Проблема, несомненно, существует, но нас волнует в данной ситуации несколько иное. Нас волнует, чтобы хоть на уровне законодательства была создана система, которая играла бы превентивную роль. И пусть все говорят о том, что изменение нынешней системы наказаний за нарушение правил дорожного движения, которая, я подчеркиваю, меняется вынужденно, может привести к росту объема даваемых взяток. Я считаю, что даже в такой ситуации, извините меня, может быть, за некоторый цинизм, это будет играть определенную превентивную и воспитательную роль. Например, как показывает статистика, в прошлом году после вступления в действие нормы, предусматривающей ужесточение наказания за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, снизилось число таких нарушений, а соответственно это привело к сокращению количества смертей на дорогах на полторы тысячи человек.

– Есть и такая точка зрения, что снижение количества нарушений, связанных с пьянством, произошло потому, что закон поставил людей в безвыходное положение: или плати инспектору, сколько он просит, или иди в суд и лишайся прав.

– Может быть, и так, но ведь статистика о снижении числа погибших и получивших тяжкие телесные повреждения вряд ли была сфабрикована.

– Иными словами, пусть суммы взяток и выросли, но уменьшение количества погибших этот негативный аспект полностью окупает?

– Более чем, это объективно.

– В вашем законопроекте есть предложение о техническом контроле за выполнением водителями правил дорожного движения. А есть ли в бюджете государства достаточное количество денег, чтобы обеспечить такой технический контроль на всех российских дорогах?

– В течение одного года вопросы оснащения необходимыми техническими средствами, конечно, не решить. Но пусть и не сразу, тем не менее делать это придется. Ведь если переводить все дорожные происшествия и их последствия в деньги, то ущерб составляет примерно 312 миллиардов рублей. Даже самая совершенная техника обойдется явно дешевле. Появление ее на дорогах, конечно, не будем моментальным. Ведь необходимо будет также выработать системы ее сертификации и обработки получаемых от этой техники данных. Опыт внедрения таких технических систем в больших странах есть – например, во Франции. Надо сказать, что определенные сложности возникают. Необходимо, скажем, выработать механизм защиты от возможных подделок фотографий, нужно продумать системы сохранения конфиденциальности данных, получаемых от камер. Но весь мир все-таки идет по пути усиления технического контроля над дорожным движением.

– Когда новшества могут вступить в силу? Намечен ли уже график прохождения законопроекта?

– Думаю, что первое чтение будет во время осенней сессии. Не то чтобы мы специально решили не торопиться, просто мы движемся по нормальному графику. Сейчас получим отзывы на этот законопроект, потом рассмотрим его на комитете, утвердив концепцию и рекомендовав Думе ее тоже одобрить.

– Но ведь 2007-й – это выборный год, а такие законопроекты в это время принимать достаточно трудно?

– Я могу вам честно сказать, что мы уже получаем много писем в поддержку нашего законопроекта. Все разумные люди его уже поддерживают, потому что в нем заложены очевидные и необходимые вещи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Выборы 2022 года конструируют заранее

Выборы 2022 года конструируют заранее

Иван Родин

Электронное голосование дойдет до муниципальных округов

0
888
Администрация президента поворачивается к соотечественникам

Администрация президента поворачивается к соотечественникам

Екатерина Трифонова

Закон о гражданстве России для детей от смешанных браков будет разблокирован в Госдуме

0
1159
"Яростные муллы" уговорили Россию объявить мобилизацию

"Яростные муллы" уговорили Россию объявить мобилизацию

Игорь Субботин

Визиты в Москву стали для талибов вопросом денег и статуса

0
2226
Европарламент присудил Навальному премию имени Андрея Сахарова

Европарламент присудил Навальному премию имени Андрея Сахарова


0
481

Другие новости

Загрузка...