0
1713
Газета Exlibris Печатная версия

06.09.2001 00:00:00

Свинг, самовары и племена

Тэги: баташов, джаз, книга

Как раз к началу книжной ярмарки выходит книга исследователя и знатока джаза Алексея Баташева "Баташ. Большой евразийский роман". Отрывок из нее наша газета печатала пару лет назад. Теперь, наконец, вышла книга, впечатляющая и размерами, и полиграфией: том заключен в коробку, на которой нарисован герб с двумя единорогами и рыцарскими латами. Эта книга - своего рода эссе-расследование, где автор описывает... Впрочем, пусть автор рассказывает сам.

-В последнее время выходит довольно много книг, описывающих автобиографию, жизнь родителей, дедушек-бабушек┘ Но в книге "Баташ" Вы исследуете свою генеалогию до XIV века, а потом в поисках происхождения слова "Баташ" спускаетесь в неизмеримые тысячелетия до нашей эры. Уникальный опыт. Зачем он вам понадобился?

- Это началось не сразу. Сперва я занялся историей наиболее известных Баташевых, - тех, которые вошли в русскую художественную литературу и в документальную прозу - промышленники, оружейники, металлурги, начиная с XVIII в. Материал я собирал в отечественных архивах, но ездил и за границу - по следам эмиграции. Интересные факты нашел в Австрии, точнее, в Штирии, в одном из замков, которым сейчас владеют потомки Баташевых. Они его не получили по наследству, а заработали своим трудом - были фермерами. Замок поражает не только красотой, но и древностью - он всего на три года младше Москвы.

Потом мне стало интересно, - а как обстоит дело с моими собственными предками? Многое нашлось в архивах Екатеринбурга, Перми, Калуги, Нижнего Новгорода, Тулы, Рязани┘ Это крестьянская генеалогия, в нашей исторической практике используемая редко. Все-таки при слове "генеалогия" обычно вспоминаются гербы, монаршие связи, в крайнем случае - морганатическое. Все такое яркое, поблескивающее золотом.

Здесь мне пришлось идти по другим тропам. В крестьянском обиходе фамилии возникли относительно поздно. Приходилось искать связи между упоминаемыми в документах кличками и через столетия открывшимися фамилиями. Именно открывшимися: по-моему, в течение нескольких поколений люди жили с фамилиями, которые просто не записывались. Открывались эти фамилии одновременно в разных регионах России: например, крестьяне переселялись, фамилии сохранялись, но фиксировались уже на новом месте.

- В каком веке возникла именно фамилия Баташевых?

- Думаю, во времена царя Алексея Михайловича. Ряд документов и некоторые предположения заставляют думать, что начало Баташевым положили обрусевшие потомки карачаевских князей, которые стали русскими дворянами, породнились с княжескими родами, в том числе с Рюриковичами - через брачные узы, через усыновление-удочерение. Иван Грозный нанес этому семейству очень большой урон. Некоторые из них потом жили как помещики-однодворцы, потом стали просто свободными людьми, потом государственными крестьянами, а потом и крепостными. Некоторые из них впоследствии стали купцами, а потом за большие заслуги им возвратили гербы и дворянские звания. Но были и другие, оставшиеся в мещанском, купеческом, а то и в крестьянском сословии.

- Откуда взят герб, помещенный на коробке вашей книги?

- Из книги дворянских родов Российской Империи, изданной при Павле I, в 1792 году. Это пятый том, где записаны старые, древние роды.

Есть несколько гнезд Баташевых в России. Есть в Вятской губернии село Баташи Фаленковского района. Есть эта фамилия в Вологодской губернии. В Забайкалье. Немного во Владимирской губернии около Суздаля. В Калужской. Их родовые истории могут быть изучены только по документам. Надо спускаться к первой переписи населения, сделанной при Петре I. Другого пути нет.

Причем эта работа позволяет почувствовать подлинную историю России. Мне пришлось заниматься не историей революционных учений, а историей людей и семей. Части человечества.

И с этой точки зрения мы многого не знаем. Мы прекрасно знаем тульские самовары. О них издана масса альбомов. Но о тульских самовароделателях и самоваропромышленниках неизвестно почти ничего. Нет их фотографий, нет их историй. Выяснилось, что было около 15 самоварных фабрик, которые делали баташевские самовары. Их владельцы были дворянами Баташевыми, мещанами Баташевыми, купцами Баташевыми и вообще не Баташевыми, которые просто купили эту фамилию как торговую марку. Открываются замечательные фигуры: например, Александр Степанович Баташев, который параллельно с изготовлением самоваров стал одним из основателей домашнего птицеводства в России - не стихийного, оно-то, понятно, всегда было, а научного. Он жил на самоварные деньги, но основную часть прибылей раздавал на благотворительность. Построил в Туле много домов. Был старообрядцем и почетным гражданином Тулы, имел награды от августейшей фамилии, от турецкого султана, от эмира Бухары. Способствовал основанию Московского Зоопарка. А в повести Вересаева "Александр Степанович" он высмеян! Мельников-Печерский в своих романах "На горах" и "В лесах" представил семейство Баташевых в виде деспотических тиранов. А это не так!

Но вообще, конечно, не все восстановимо по документам. Кое-что осталось в виде семейных, родовых или племенных преданий.

- Племенных?!

- Мне много рассказывали в Карачаево-Черкесской Республике о моих предках. Боташевы - один из начальных кланов Карачая. Но мне кажется, что корни имени "Баташ", "Боташ" нужно искать в семитских языках, - иврите или арабском - или вообще в шумерском. Много веков назад это имя было на Кавказе, у аланов и булгар. Есть аналогичная фамилия и у современных болгар - Ботушевы. Но и в России эта фамилия пишется по-разному. В Туле укоренилось написание "Баташев", потом смягчилось в "Баташев". На Урале говорят "Боташев". У моего отца была такая фамилия, у моего брата. А когда семья переехала в Москву, нас все, не сговариваясь, стали звать Баташевы. Такие законы языка.

И вот к какому выводу меня подвел материал. Мы являемся детьми одной большой человеческой семьи, которая старается ставить внутри себя разные перегородки и границы, что приводит к озлоблению и войнам. Понять это не так уж сложно - сложнее глубоко прочувствовать и с этим жить, чтобы это стало частью мировосприятия.

- А все-таки - почему это роман?

- Я попытался приблизить исторические факты к восприятию современного читателя: пользовался разными стилистиками, речевыми характеристиками персонажей. И еще я пытался передать текстом ощущение того, что у каждого человека есть родовая память. Для этого я использовал тот же прием, что и композитор при написании большого сочинения: мотивные связи. Каждый эпизод обладает своим лейтмотивом, который потом повторяется в других обстоятельствах, но тематически отсылает нас к прежнему восприятию.

- Вы известны большинству слушателей как джазовый критик, историк джаза. Как для вас связаны история и джаз?

- Я написал первую монографию об истории джаза в России. Там у меня использовано около 400 источников. Я прочитал огромное количество периодики. Записал сотни интервью - и как журналист, и специально для книги. Практически такой же метод я использовал при написании книги. Он мне кажется единственно приемлемым.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти готовят меры против таких, как Николай Бондаренко

Власти готовят меры против таких, как Николай Бондаренко

Иван Родин

Оппозиционных кандидатов и депутатов в регионах станет меньше

0
390
Россия и Саудовская Аравия готовятся к столкновению с экологами

Россия и Саудовская Аравия готовятся к столкновению с экологами

Анатолий Комраков

Нефтяники нашли аргументы против навязывания "зеленой" повестки

0
347
Ковид и растущие цены порождают потребительские фобии

Ковид и растущие цены порождают потребительские фобии

Анастасия Башкатова

Россиян накрывает то новая волна заражений, то инфляционное цунами

0
337
ЕК представит на саммите в Брюсселе стратегию перехода от природного газа к водороду

ЕК представит на саммите в Брюсселе стратегию перехода от природного газа к водороду

0
202

Другие новости

Загрузка...