0
6404
Газета Факты и комментарии Печатная версия

01.12.2020 16:33:00

Набожные леваки – на авансцене американской политики

Чем Байден будет расплачиваться за поддержку со стороны ревнителей социальной морали

Оксана Коткина

Об авторе: Оксана Андреевна Коткина – журналист.

Тэги: сша, выборы президента, джозеф байден, дональд трамп, мартин лютер кинг, католики, евангелики, протестанты, баптисты, ислам, барак обама, хиллари клинтон, политика, вера, религия


сша, выборы президента, джозеф байден, дональд трамп, мартин лютер кинг, католики, евангелики, протестанты, баптисты, ислам, барак обама, хиллари клинтон, политика, вера, религия Радикальные проповедники вроде Уильяма Барбера могут обратить всю мощь христианского популизма против либерального истеблишмента. Фото Reuters

Прошедшие выборы президента США показали результативность политической работы с верующими. Более 80 млн американцев проголосовали за Джозефа Байдена и более 73 млн – за Дональда Трампа. При этом, согласно октябрьскому опросу Pew Research Center, доля белых католиков, готовых проголосовать за Трампа, снизилась с июля с.г. на 11%, что в численном выражении составляет, учитывая разные данные о количестве католиков в стране, от 5,6 до 7,5 млн человек, то есть почти столько или больше, чем оказалось необходимым для победы демократов.

Лидеры ранее известной своей секулярной направленностью Демократической партии США начали присматриваться к способности религии организовывать массы около 20 лет назад. В настоящее время левое религиозное движение в Америке по своему размаху сравнимо с периодом движения за права человека и маршем Мартина Лютера Кинга на Вашингтон.

По сообщениям американской прессы, это движение будет играть особую роль во втором туре выборов в штате Джорджия, запланированном на январь 2021 года. Один из демократических кандидатов на пост сенатора Рафаэль Уорнок – пастор баптистской церкви Эбенезер в Атланте, ранее возглавлявшейся Мартином Лютером Кингом. Но в Джорджии сильны позиции консервативных евангеликов и католиков. Если демократам удастся взять оба места штата в Сенате, они сохранят за собой половину мест в верхней палате, что позволит им проводить реформы в либеральном духе, практически не оглядываясь на республиканцев.

«Уже долгое время существует активное и эффективное движение прогрессивного и ориентированного на справедливость духовенства, работающего в штате», – заявил пастор Билли Онор, глава направления по работе с религиозными группами проекта «Новая Джорджия», основанного демократами. «В течение почти четырех лет президент Трамп «вдохновлял» либерально ориентированных активистов на то, чтобы организовываться, проводить мобилизацию, протесты против его политических мер в отношении беженцев, лиц, находящихся в поисках убежища, и мусульман, против белых супремаcистов и повестки в области здравоохранения», – цитирует Washington Post сотрудника Religion News Service Джека Дженкинса.

Таким образом, Дженкинс, автор одной из наиболее полных работ о современном левом религиозном движении в США, сформулировал основные пункты либеральной повестки: защита мигрантов, меньшинств и реформа здравоохранения. Однако, как cчитает журналист, само левое религиозное движение активизировалось в США задолго до появления на политической арене Дональда Трампа.

Душой и организатором левой религиозной кампании стал Джон Подеста, глава аппарата Белого дома при Билле Клинтоне, впоследствии советник Барака Обамы и глава предвыборной кампании Хиллари Клинтон. Подеста, практикующий католик, неоднократно заявлял, что именно религия «делает его прогрессистом». Он борется с тем, что республиканцы присвоили религиозную повестку, так что быть набожным стало означать «быть консерватором».

Отметив высокую роль «голосующих за ценности» во время второй избирательной кампании Джорджа Буша-младшего в 2003 году, Подеста основал в Вашингтоне Центр американского прогресса. С первого дня одним из приоритетных направлений работы этого либерального учреждения стали вопросы веры и политики. В 2004 году под руководством Подесты и его протеже Мелоди Барнс прошла первая конференция, результатом которой стал доклад о мерах в сфере религиозной политики группы ResPublica.

ResPublica была группой молодых выпускников университетов Лиги плюща. Ее лидеры Том Периелло и Рикен Пател работали в Сьерра-Леоне, Патель также в трибунале ООН, а Том Правда некоторое время служил в качестве британского дипломата и тоже трудился при ООН. Под их руководством появились первые организационные онлайн-платформы левого движения. Группа изначально была ориентирована на круг более широкий, чем одна конфессия. Демократическая партия в 2016 году еще сомневалась, голоса каких именно верующих она стремится заполучить, что и послужило основной причиной провала кампании Хиллари Клинтон на религиозном направлении. «Собираемся ли мы быть только партией для католических избирателей со Среднего Запада, из Огайо и Пенсильвании, или мы будем с Нью-Йоркской объединенной теологической семинарией (известной своей либеральной экуменической направленностью. – «НГР»)? Это очень разные явления, а мы можем быть и с теми, и с теми», – сделал вывод модератор религиозного направления клинтоновской кампании Джон МакКарти.

В конце концов победило радикальное экуменическое направление – в силу большей мобилизационной способности и большего соответствия либеральному запросу общества. Запрос этот действительно существовал, иначе открытый по предложению ResPublica Центр прогрессивной веры и проект «Вера в общественной жизни» Центра американского прогресса, который возглавила клирик-пресвитерианка Дженнифер Батлер, не смогли бы породить того широкого общественного движения, которое появилось в результате. Его душой стал протестантский пастор, афроамериканец из Северной Каролины Уильям Барбер, возродивший движение Мартина Лютера Кинга «Кампания бедняков: национальный призыв к моральному возрождению».

Продолжение кампании – демонстрации «Понедельники морали» – к 2013 году собирали до 900 участников. За свою деятельность Барбер получил стипендию Мак-Артура в 500 тыс. долл. Одной из наиболее преданных соратниц Барбера стала клирик-пресвитерианка Лиз Теохарис. Кампания, которую проводили эти двое, строилась на ценностях, отличных от традиционного христианского звучания. «Революционная любовь», «правоверное сопротивление», «теология перемен» – вот лозунги, которые вкупе с идеологией протеста против неправедных властей, культивировавшегося в движении, стали причиной частых арестов как самого Барбера, так и его сподвижников. Автором теологии для левых считается перуанский католический философ Густаво Гутьеррес. Однако движение быстро породило огромное количество собственной теологической литературы, часто напоминающей большевистские методички. Это были и работы самого Барбера, в том числе «Мы призваны быть движением», и работы его соратников – «Сочувствие и убеждение: гид кампании по гражданскому участию верующих», «Реконструируя Писание: в поисках освобождения от религии рабовладельцев».

Ключевым пунктом программы религиозных левых стал Акт о доступном здравоохранении, включение в который финансирования абортов за счет налогов штатов ясно обозначило линии размежевания с религиозными консерваторами. Другими спорными моментами стали позиция левых по Иерусалиму и приверженность идее решения ближневосточного конфликта путем создания независимой Палестины наряду с Израилем, а также их взгляды на положение меньшинств, автохтонных народов и в несколько меньшей степени экологическая повестка.

Все пункты программы были в полной мере реализованы в только что завершившейся предвыборной кампании Джозефа Байдена. Однако остановятся ли религиозные лидеры на достигнутом и сохранится ли еще недавно практически невообразимый альянс либерального капитала, крайних левых и верующих теперь, когда политические цели либеральной верхушки Демпартии достигнуты, а сами крайние левые, похоже, не получили ничего от дележки пирога власти?

«Повышение лимитов на беженцев лишь возвращает нас на четыре года назад», – заявила после выборов лидер левого исламского движения в США Линда Сарсур. «Как заставить байденовскую администрацию быть более активной?» – задается вопросом эта мусульманка, известная своими утверждениями, что Иисус был палестинцем.

Может показаться, что исчерпанием политической полезности в краткосрочной перспективе исчерпан и потенциал левого религиозного движения, однако не стоит забывать, что левый религиозный поиск уже столетие – неотъемлемая часть американской культуры. Сейчас, когда улицы американских городов полнятся бедными и бездомными, а смерти от передозировки наркотиков в Штатах в десятки раз превышают аналогичный показатель в других развитых странах, радикальная левая повестка вновь актуальна. Повторяется ситуация вековой давности, когда Вуди Гатри, певец времен Великой депрессии, взывал к соотечественникам: «Эта песня была написана в Нью-Йорке богачей, проповедников и рабов. Если бы сейчас Иисус проповедовал так, как он проповедовал в Галилее, они бы положили его в могилу».

Бостон


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Главный храм Вооруженных сил за год стал новым духовным центром России

Главный храм Вооруженных сил за год стал новым духовным центром России

Елена Крапчатова

Зачем в Алабино приезжают тысячи людей

0
434
В Белоруссии "Победа" вытеснила  Euronews

В Белоруссии "Победа" вытеснила Euronews

Антон Ходасевич

Власти уверяют, что в этом нет политики, но им не верят

0
991
Китай намерен возродить дипломатию в стиле пинг-понг

Китай намерен возродить дипломатию в стиле пинг-понг

Владимир Скосырев

Пекин ищет пути к взаимопониманию с Вашингтоном

0
985
Вместо Ленина – старший экономист

Вместо Ленина – старший экономист

Ирина Акимушкина

Новое руководство Эквадора будет дружить с США и МВФ

0
863

Другие новости

Загрузка...