0
9919
Газета Факты и комментарии Печатная версия

05.04.2022 16:13:00

РПЦ открывает европейский фронт

Московский патриархат ищет взаимопонимания с западными духовными лидерами

Роман Лункин

Об авторе: Роман Николаевич Лункин – доктор политических наук, заместитель директора Института Европы РАН

Тэги: патриарх кирилл, папа франциск, ватикан, украина, переговоры, военная спецоперация, европа, изоляция


патриарх кирилл, папа франциск, ватикан, украина, переговоры, военная спецоперация, европа, изоляция Видеоразговор с патриархом Кириллом состоялся по инициативе папы Франциска. Фото Reuters

В церковной среде предчувствие обострения кризиса в Украине и в отношениях России и Запада ощущалось, пожалуй, намного больше, чем в обществе в целом. Давление на РПЦ через конфликты и угрозы расколов на ее канонических территориях стало нарастать начиная с 2014 года, а уже с 2018 года превратилось в межцерковную «войну», когда Константинопольский патриархат заявил о своих правах на Украину и помог тогдашнему украинскому президенту Петру Порошенко создать новую конкурирующую структуру – поместную Православную церковь Украины (ПЦУ). Недаром 2 февраля после вручения ордена Александра Невского глава Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) сказал президенту России Владимиру Путину, что его отдел стал напоминать «оборонное ведомство». Антироссийская истерика на Западе после начала спецоперации РФ в Украине была бурной и напрямую затронула Московский патриархат.

Большая часть религиозных деятелей призвала к прекращению конфликта и к тому, чтобы патриарх Кирилл как-то вмешался, обратился бы к властям с просьбой о прекращении военных действий. С такими письмами выступили Синод Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), глава Польской православной церкви митрополит Савва (Грыцуняк), президент Комиссии епископских конференций Евросоюза (СОМЕСЕ) кардинал Жан-Клод Холлерих, архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби, а также  и.о. генсека Всемирного совета церквей (ВСЦ) священник из Румынии Иоанн Саука (Румынская патриархия резко осудила действия России). Именно Сауке патриарх Кирилл развернуто ответил в послании 11 марта, где изложил как светские причины обострения (национализм, приближение НАТО и т.д.), так и церковные (стремление расколоть общество и церковь со стороны украинских властей и Константинопольского патриархата).

Однако прямых выпадов против патриарха Кирилла со стороны западных лидеров было немного. Глава митрополии РПЦ в Литве Иннокентий (Васильев) заявил, что не согласен со своим патриархом. В таком же духе высказался и глава парижской архиепископии митрополит Иоанн (Реннето), затем разрешивший священникам не поминать Кирилла за богослужением (один приход РПЦ в Амстердаме перешел во Вселенский патриархат в знак протеста против спецоперации и позиции Московского патриархата). Президент Конференции европейских церквей Кристиан Кригер 4 марта в довольно грубой форме призвал главу РПЦ четко высказаться по поводу «российской агрессии»*. «Меня обескураживает ваше устрашающее молчание по поводу этой неспровоцированной войны»*, – отметил он. Большой резонанс, особенно в Британии, вызвало выступление 16 марта бывшего архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильмса, в котором он обвинил патриарха в том, что глава РПЦ искажает «русскую христианскую идентичность и обосновывает грех и насилие над плюралистичной Украиной». Уильямс так понял проповедь главы РПЦ 6 марта о «метафизической борьбе» православной цивилизации против аморального Запада.

Без антироссийских выпадов в своих призывах к миру обошелся патриарх Сербский Порфирий. Возмущение Сербской церкви также вызвала резолюция Европарламента от 9 марта об «иностранном вмешательстве», где прямолинейно и без доказательств отмечено, что Россия использует православные церкви в разных странах, в том числе в Сербии, в своих интересах.

Призывы и критика со стороны лидеров церквей звучали на фоне пропагандистской кампании, которую против РПЦ и в прессе, и на международных и европейских площадках ведут политические богословы, фактически превратившиеся в интернационал революционеров по разрушению Московского патриархата. В их рядах состоят архимандрит Кирилл (Говорун), сотрудник Стокгольмской школы теологии, профессор университета Лойола-Меримаунт в Лос-Анджелесе, глава Отдела внешних церковных связей Украинской православной церкви в 2007–2009 годах (удален из структур РПЦ за продвижение идеи полной независимости украинского православия от Московского патриархата), Наталля (ее собственная транскрипция имени) Василевич, лидер группы «Христианское видение» Координационного совета белорусской оппозиции Светланы Тихановской, публицист Сергей Чапнин.

Удары по РПЦ были нанесены по двум направлениям. Во-первых, это углубление раскола в украинском православии. 12 марта в ходе личной встречи в Стамбуле с Кириллом Говоруном Константинопольский патриарх Варфоломей дал разрешение поминать его имя вместо патриарха Кирилла без формального перехода в другую юрисдикцию. Это решение сразу поддержали в ПЦУ. На деле такая община вместе со священником оказывается в ловушке, так как с точки зрения РПЦ – это уход в раскол (в 2018 году Москва порвала отношения с Константинополем). В Украине распространялось мнение, что не поминать Кирилла мало, что тоже является косвенной поддержкой «агрессора», так как в РПЦ и УПЦ МП все равно за это никак не наказывают. В Белоруссии те же священники, которые выступали против Александра Лукашенко, теперь стали делать антироссийские заявления и также устраивать акции «непоминовения».

Во-вторых, была сделана попытка нанести удар по международному имиджу РПЦ. 13 марта обнародован политический памфлет – «Декларация об учении «русского мира», где это понятие объявлялось ересью, которую якобы исповедует Московский патриархат. Низкое качество этого текста отметил протодьякон Андрей Кураев. Декларацию на волне скрытой и открытой русофобии подписало много американских и европейских ученых. Центром распространения этой декларации и иной критики в адрес РПЦ стал портал Public Orthodoxy Фордхэмского университета (Fordham University) в Нью-Йорке, главный рупор греческого модернистского богословия. Характерна также акция в пользу Украины в Берлине, где 18 марта в кафедральном соборе прошла молитва о совместном противостоянии злу. В ходе мероприятия глава Совета Евангелической церкви Германии Аннет Куршус перечислила всех, кто борется со злом, – это украинцы, общество «Мемориал» (признано иноагентом в РФ) и священнослужители РПЦ, подписавшие антивоенное обращение.

На дипломатическом фронте ведется открытая борьба с РПЦ, направленная на изоляцию Московского патриархата. Источником тайной и открытой церковной дипломатии стали посольство Украины в Ватикане и посол Андрей Юраш, бывший глава департамента по делам религий и национальностей в составе Минкульта Украины и один из главных исполнителей проекта по созданию ПЦУ. До февраля с.г. главной задачей посольства была организация визита папы Римского в Украину и заключение конкордата Ватикана и Украины. 

После начала спецоперации РФ при содействии посольства были организованы уже два разговора украинского президента Владимира Зеленского с папой Франциском. 22 марта, как сообщил Юраш, папа сам позвонил президенту Украины. И Зеленский, и мэр Киева Виталий Кличко пригласили понтифика в Киев. Помимо этого появлялись сообщения, что папа может стать посредником на мирных переговорах. Примечательно, что Служба печати Святого престола наотрез отказалась комментировать разговоры папы и Зеленского, пресекая любые политические спекуляции. Безусловно, визит папы в Киев разрушил бы имеющиеся отношения Ватикана и РПЦ, в обстоятельствах конфликта усилил бы не только кампанию против России, но и против патриарха Кирилла, по сути, поддержал бы и грекокатоликов, которые вместе с ПЦУ в Ивано-Франковской и Львовской областях захватывают храмы УПЦ МП.

В столь тяжелых условиях РПЦ удалось не попасть в изоляцию. Большую роль в этом сыграли именно отношения с Католической церковью. Ватикан со времени Гаванской декларации 2016 года стал моральной и дипломатической поддержкой для Московского патриархата в мире, по крайней мере, в трех измерениях: РПЦ как мирового актора в христианском мире, как участника глобальной миссии (после конфликта с Константинопольским патриархатом епархии РПЦ возникли в Юго-Восточной Азии и Африке, Европе), как главного представителя восточного православия, то есть всех православных верующих Центральной Европы и евразийского пространства.

С начала спецоперации папа Франциск делал много заявлений о страданиях украинского народа, об «отвратительной войне*», посещал беженцев в римской больнице, но он никогда не скатывался до оскорблений и обвинений в адрес России и ее церкви. Более того, Сердцу Пресвятой Деве Марии понтифик посвятил и Россию, и Украину, что вызвало неоднозначную реакцию у противников РПЦ. Несмотря на то что госсекретарь Ватикана Пьетро Паролин говорил о маловероятности встречи папы и патриарха в условиях напряженности, произошел уникальный случай – 16 марта состоялась личная беседа патриарха и папы по удаленной связи. 18 марта на Высшем церковном совете патриарх Кирилл отметил, что папа Франциск и архиепископ Джастин Уэлби с пониманием отнеслись к его позиции главы верующих, «находящихся по обе стороны баррикад».

В отличие от российских государственных структур РПЦ сохранила присутствие в международных и европейских институтах. Если Российская Федерация 15 марта уведомила о своем выходе из Совета Европы, то Московский патриархат подобных заявлений не делал. По-прежнему действуют представительства РПЦ и УПЦ МП при европейских международных организациях в Брюсселе (с 2002 года). С 2004 года в Страсбурге работает представительство патриархата при Совете Европы – во главе с игуменом Филиппом (Рябых). Отдельно существует представительство УПЦ МП при европейских международных организациях, глава – епископ Барышевский Виктор (Коцаба). Московский патриархат очень активно, особенно с 2014 года, использовал площадку ПАСЕ для презентации докладов о нарушении прав верующих в Украине (захватах храмов и акциях националистов), регулярно и успешно подавались жалобы в Европейский суд по правам человека (в Русской церкви приветствовали решение ЕСПЧ по Pussy Riot, а также ряд решений по оскорблению религиозных чувств, пересмотр решения о крестах в школах в пользу верующих и т.д.). У РПЦ нет повода отказываться от такого инструмента для защиты православных верующих на своих европейских церковных территориях от Молдавии (где есть конкурирующая структура, ориентированная на Румынский патриархат, а местные политики требуют от митрополии осудить РФ) и Украины до Патриаршего экзархата Западной Европы, созданного в РПЦ в 2018 году. Помимо этого в Женеве служит представитель РПЦ при Всемирном совете церквей и международных организациях протоиерей Михаил Гундяев.

Обмен посланиями между патриархом и ВСЦ не прошел даром. Согласно решению Синода РПЦ, прошедшего 24 марта, определен состав делегации на XI Ассамблее ВСЦ в Карлсруэ в Германии, которая состоится в сентябре с.г. Сам по себе этот факт и состав делегации вызвали критику со стороны противников РПЦ. К примеру, Наталля Василевич в своем Telegram-канале обещала собрать в Карлсруэ всех знакомых украинцев и устроить московской делегации обструкцию.

Очевидно, что антироссийская кампания не могла не затронуть интересы Московского патриархата. Условия непреодолимой силы, на которые у РПЦ нет влияния, создали беспрецедентную ситуацию. Церковь оказалась готова к кризису, поскольку ее давно уже втягивали в противостояние по разные стороны фронта. В церковно-политической сфере в данный момент от изоляции РПЦ спасли две особенности политики патриарха Кирилла последних восьми лет: ставка на регулярный диалог и реальное сотрудничество с Ватиканом, с институтами Евросоюза, а также твердая позиция, касающаяся целостности РПЦ. Любое заигрывание с группами духовенства, желающими автономии или полной независимости от Москвы в Украине, любые договоренности с патриархом Варфоломеем (а к этому призывали либеральные критики Кирилла) в такой политический шторм могли бы обернуться большими потерями.

*Роскомнадзор считает такое наименование конфликта недостоверной информацией и предписывает СМИ обозначать происходящее в Украине как «специальная военная операция».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Киев, говоря о скором мире, готовится к долгой войне

Киев, говоря о скором мире, готовится к долгой войне

Владимир Мухин

Перенос "Рамштайна" не повлиял на стремление западных стран поддерживать Украину деньгами и вооружениями

0
2944
Евросоюз подтолкнул Грузию к России

Евросоюз подтолкнул Грузию к России

Артур Аваков

Угрозы Брюсселя совпали с широким жестом Кремля

0
2411
В Киеве перепутали переговоры с капитуляцией

В Киеве перепутали переговоры с капитуляцией

Наталья Приходко

Украинские власти объявили предварительным условием сам предмет возможных дискуссий с Россией

0
2728
Западу дано время обдумать «план победы» Зеленского

Западу дано время обдумать «план победы» Зеленского

Геннадий Петров

США и Украина определяют стратегию дальнейших действий в конфликте с РФ

0
2614

Другие новости