0
1791
Газета Факты, события Печатная версия

25.01.2023 20:30:00

Пушкин, Пикассо и окраины Петербурга

Библиофилы начали 2023 год с книжек, вышедших в 1723, 1823 и 1923 годах

Тэги: библиофилы, выставка, история, искусство, добужинский, петербург


библиофилы, выставка, история, искусство, добужинский, петербург Михаил Сеславинский представляет автолитографии Добужинского. Фото Андрея Багрянского

Первое в этом году заседание клуба «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов (НСБ) было посвящено изданиям, вышедшим 100, 200 или 300 лет тому назад, то есть в 1723, 1823 и 1923 годах.

Открыл его собиратель русской поэзии XIX–XX веков Борис Хайкин, рассказавший о первом выпуске альманаха «Полярная звезда» за 1823 год, изданного Александром Бестужевым и Кондратием Рылеевым.

Поставив перед собой благородную просветительскую задачу – «по возможности более ознакомить публику с русской стариной, с родной словесностью, со своими писателями», – издатели надеялись, что их альманах «по своей новости, по разнообразию предметов и достоинству пьес» понравится многим. Особенно они уповали на дамский читательский круг, о чем свидетельствовал титульный подзаголовок: «Карманная книжка для любительниц и любителей русской словесности». Среди его авторов были Александр Пушкин, Василий Жуковский, Иван Крылов, Евгений Баратынский, Антон Дельвиг, Петр Вяземский, Денис Давыдов, Николай Гнедич.

Альманах вышел в конце 1822 года и имел громкий успех – как читательский, так и коммерческий. Бестужев и Рылеев смогли получить чистой прибыли около 2000 руб., несмотря на то что ими были выплачены довольно высокие авторские гонорары, которые были первыми в России. Тираж в 600 экземпляров был быстро распродан, и тогда решили напечатать еще 1500 экземпляров, которые разошлись в три недели. Императрица Елизавета Алексеевна пожаловала Рылеева двумя бриллиантовыми перстнями с печаткой, а Бестужева – перстнем с печаткой и золотой табакеркой.

Петербуржский библиофил Константин Костюченко выступил с сообщением об одном из балов, организованных в Париже Союзом русских художников 23 февраля 1923 года. Для него художник Михаил Ларионов оформил афишу, программу и билет, которые были показаны на заседании. В качестве логотипа он использовал свой рисунок из поэмы Владимира Маяковского «Солнце» (1923). В программе «Трансментального бала» были заявлены Владимир Маяковский, Бенедикт Лившиц, Пабло Пикассо, Сергей Судейкин, Наталья Гончарова, Ильязд (Илья Зданевич) и Алексей Крученых. Сам Михаил Ларионов должен был выступить с лекцией о «районизме» (лучизме). Среди приглашенных музыкальных коллективов фигурировал вошедший в то время в моду джаз-бенд. Устроители стремились идти в ногу с техническим прогрессом и объявляли о своем намерении запечатлеть мероприятие на кинопленку.

В завершение выступил председатель НСБ Михаил Сеславинский, рассказавший о папке с 12 автолитографиями «Петербург в двадцать первом году» (1923), созданными Мстиславом Добужинским. Искусствовед Эрих Голлербах писал об этой работе: «В отличие от Остроумовой-Лебедевой, запечатлевшей в своих гравюрах и литографиях преимущественно архитектурную красоту Петербурга, художник заглянул и в низины городской жизни, обнял своей любовью не только монументальное великолепие петербургского зодчества, но и жалкое убожество грязных окраин». Сеславинский показал именной экземпляр репрессированного этнографа, заведующего отделением Русского музея – Бориса Крыжановского, а также экземпляр №783 с дарственной надписью, адресованной рижскому художнику и графику: «Многоуважаемому Александру Яковлевичу Крамареву на память встречи в Риге. 9.V. 23. М. Добужинский», и авторской раскраской акварелью автолитографии «Львиный мост». Кроме того, он продемонстрировал редчайшую сюиту из 10 автолитографий, раскрашенных акварелью Добужинским, происходящих из собрания семьи Николая Бенуа.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Запрет книг в цифровую эпоху – это скрытая реклама и нежелание работать

Запрет книг в цифровую эпоху – это скрытая реклама и нежелание работать

Марианна Власова

Евгений Лесин

Без классики у нас вообще ничего не будет – ни ценностей, ни души, ни таланта

0
1140
«Я не виноват перед властью, которая так жестоко с нами обошлась»

«Я не виноват перед властью, которая так жестоко с нами обошлась»

Саид Бицоев

К 80-летию со дня депортации чеченцев и ингушей

0
5153
Выставка. Михаил Рогинский «Москва, ул. Горького»

Выставка. Михаил Рогинский «Москва, ул. Горького»

0
1520
Выставка. «Великолепные очевидцы»: Время и люди. 1910–30-е»

Выставка. «Великолепные очевидцы»: Время и люди. 1910–30-е»

0
1586

Другие новости