0
74
Газета Факты, события Печатная версия

03.09.2025 20:30:00

Оставаться человеком

Чтения памяти братьев Стругацких и премия «Филигрань»

Тэги: стругацкие, проза, фантастика, обучение, будущее


стругацкие, проза, фантастика, обучение, будущее Лауреат премии «Филигрань» в номинации «Повесть» Михаил Савеличев. Фото Ирины Станковой

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Аркадия Стругацкого (см. «НГ-EL» от 28.08.25). В Москве ежегодно проходят Чтения памяти Стругацких, и этот год – не исключение. Дискуссия, разгоревшаяся там, касалась, если можно так выразиться, поздних Стругацких и их завещания будущим поколениям. Выступили писатели Владимир Станкович, Дмитрий Володихин и критик Глеб Елисеев, затем в спор вступили многие другие присутствующие.

В споре было высказано, что идея, которая волновала обоих братьев-писателей и мощно повлияла на их творчество последних лет, такова: не то что стране, всему миру нужна система особого рода наставничества, учительства. Отделить детей с особыми способностями от родителей, дать им горящих своим делом наставников, воспитать иначе, чем всех, «воскресить» в могилах их личностей сильные дарования, и тогда они дадут этому миру лучшее будущее. Для этого потребуются некие особенные учебные заведения – нечто среднее между интернатом и лицеем; а может быть, группы, сосредоточенные при наставниках-единицах… Идея непростая и спорная: бог весть, так ли хорошо отделять детей от родителей? Дети получат много знаний, однако, возможно, им недодадут любви, заботы... Во всяком случае, анализируя ряд произведений, можно прийти к выводу, что Стругацким были не чужды подобные мысли.

Другой поворот спора о творчестве Аркадия и Бориса Стругацких: довольно долго они были «опальными творцами», в конце 1960-х и на протяжении 1970-х годов им не очень-то позволяли печататься. С одной стороны, их тянули в политпропаганду, с другой, без их ведома – подпольную литературу. А они не желали ни того, ни другого. 

И ныне зазвучали тезисы: «Да, может, и хорошо, что свобода их была стеснена. Как хорошо они пели! Вот в 1990-х все писатели получили полную творческую свободу, и какая дребедень тогда выходила?» В ответ на это Дмитрий Володихин сказал: «Если писателя посадить на цепь, он, конечно, очень красиво завоет…»

По окончании чтений традиционно вручалась премия сообщества независимых критиков от фантастики «Филигрань». Критерий их оценки один: художественное мастерство. Поскольку большинство участников сообщества и, следовательно, членов жюри живут в Москве и Московской области, то в прежние годы нередко случалось так, что по всем номинациям премия доставалась писателям-москвичам. На сей раз вышло иначе.

Из московских авторов премию получил лишь Сергей Лукьяненко, его наградили за рассказ «Комендант Голливуда». В номинации «Повесть» победил казанец Михаил Савеличев, последнее время набравший известность в среде фантастики. Жюри отметило его повесть «Парабола земного тяготения». Среди романов всех опередила «Вегетация» Алексея Иванова (Пермь). Не все помнят, что один из лидеров современной русской литературы начинал именно с фантастики, и вот он, что называется, вернулся на континент фантастической литературы с антиутопией. Впрочем, этот роман лишь по внешней видимости несет в себе разговор о будущем, а на самом деле это «настоящее продолженное». Отсюда – необыкновенная близость текста к главам о Лесе из романа Стругацких «Улитка на склоне» и к их же «Пикнику на обочине». Только у Иванова надежды больше. В его трактовке мир летит в преисподнюю, но немногие все же спасутся, точнее, могут спастись. Оставаться человеком... с этим же и сейчас-то море проблем. А в будущем, возможно, цена возрастет. Но это же путь на ковчег спасения для немногих избранных.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Инопланетяне раскаялись, но все равно погибли

Инопланетяне раскаялись, но все равно погибли

Арсений Анненков

К 100-летию со дня рождения писателя, сценариста и переводчика Аркадия Стругацкого

0
3686
Много чести из ничего

Много чести из ничего

Сатироническая смесь из записных книжек

0
2359
Самый лучший подарок

Самый лучший подарок

Сергей Конышев

Рассказ, написанный под впечатлением от романа Бориса Виана «Пена дней»

0
763
Тепло далеких звезд

Тепло далеких звезд

Лира Дрозд

Петр Федоров

Мир такой жестокий, но такой человечный

0
566

Другие новости