В преддверии Нового года Лидия Григорьева посетила Москву. Фото автора
Лидия Григорьева живет в Лондоне, но приехала в Москву для проведения выступлений, приуроченных к ее юбилею. Вечер в ЦДЛ вела писательница Светлана Василенко. Она вручила Григорьевой премию 1-й степени «За высокие достижения в отечественной литературе». «Классик писал, что в человеке все должно быть прекрасно, – сказала Василенко, – вот Лида именно такой человек». «Почти никто не верил, что я прилечу, – заметила Григорьева, – все говорили, что опять будет презентация онлайн. Но я преодолела все препятствия и прилетела. Потому что сама хочу представить вам трехтомник прозы и новую книгу стихов «Фантом любви» (см. рецензию в «НГ-EL» от 11.12.25, репортаж в «НГ-EL» от 17.04.25). Она прочла: «В мои предельные лета / Опять – мороз по коже. / И если всё не навсегда, / То все же, все же, все же». И еще: «В противоречии природе / Так дни и ночи хороши! / И дело вовсе не в погоде, / А в состоянии души». Закончив чтение, Григорьева сказала: «Ну, а теперь я хочу пригласить выступить моих друзей и коллег».
Друг юности поэтессы, актер и режиссер Борис Львович прочитал из своей книги главку под названием «Дела университетские»: «В 1965 году я поступил на физический факультет Казанского университета. И вместо первой лекции по матанализу пошел в клуб на репетицию. Там Борис Максимов, выпускник университета, создал Университетский театр юмора и гротеска, сокращенно УТЮГ. Набрал актеров и приступил к репетиции. И тут на пороге клуба появляется обворожительная блондинка в желто-розовом длинном мохеровом свитере, в красных колготках и заявляет, что хочет в артистки. Худрук сурово ответил, что набор закончен и мест больше нет. «А, – заулыбалась красотка, – тогда давайте я вам полы помою». После этого заявления, конечно же, мы взяли ее в театр. Это была поэтесса Лидия Григорьева».
Литературовед Лола Звонарева вспомнила: «Я работала в журнале «Литературная учеба», Лида принесла туда роман в стихах «Круг общения». В те годы это было немыслимо, такой жанр. И вот каким-то образом удалось этот роман напечатать. Хочу сказать, что приход в прозу для поэта всегда мощное испытание. Но большой жизненный опыт Лиды помог ей справиться с этой задачей, позволил ей написать такие замечательные, уникальные иероглифы судеб».
С воспоминаниями выступил поэт Геннадий Калашников: «Я рад видеть Лиду в Москве. Сразу вспоминается наша молодость, когда мы ходили на студию к Борису Абрамовичу Слуцкому. И это была действительно настоящая, суровая школа поэзии. У нас была большая группа и сложилось довольно прочное ядро. И конечно, украшением группы была Лида и ее муж Равиль Бухараев, мой друг, замечательный поэт. Нам повезло, мы учились у Слуцкого. Он не учил нас писать стихи, он учил нас говорить о стихах, отличать хорошие стихи от плохих. Но главное, он учил нас оставаться самими собой, не терять лица».
В общий хор благодарностей внес свою лепту поэт, автор «НГ-EL» Александр Карпенко: «Я стараюсь брать пример с Лидии Николаевны, поскольку она человек леонардовского розлива. Помните, у Леонардо да Винчи где-то на 20-м месте стояло «…и художник». И вот Лидия Григорьева тоже и фотохудожник, и киномастер. И все у нее как-то соединяется, не расщепляясь. Причем она мыслит проектами и каждый проект заканчивает, доводит до логического завершения».
Журналистка Надежда Ажгихина призналась: «Я не помню, когда я познакомилась с Лидой, мне кажется, я ее знала всегда. Ее и Равиля, они были совершенно неразрывны. Лида присутствует везде, неважно, где она в данный момент физически находится. Она постоянно даже не в движении, а в полете. Я никогда не забуду ее вечера, ее и Равиля. Это был настоящий праздник, яркий, необычайный».
Выступили также Владимир Бахмисов, Павел Козлов, Эдуард Трескин, Галина Синцова, Емельян Марков, Нина Краснова. В конце показали слайд-фильм «Полярный летчик» об отце Лидии, Николае Григорьеве, который погиб, когда ей было семь лет, а также арт-фильм «Ангелы света», снятый Григорьевой на смартфон с использованием таинственной тибетской лампы.


