0
915
Газета Идеи и люди Интернет-версия

06.08.2004 00:00:00

Американские психоборцы

Тэги: сша, псо, информация, ирак


сша, псо, информация, ирак Информация, даже пропагандистская – хлеб насущный в зоне боевых действий.
Фото Reuters

Самое активное и непосредственное участие в успешном проведении военной операции ВС США против Ирака приняли части и подразделения психологических операций (ПсО) сил специальных операций ВС США. При этом они не только массированно применяли все традиционные формы и методы информационно-психологического воздействия (ИПВ) на противника, но и предложили ряд новых способов использования современных технологических возможностей, в частности активное применение интернета и мобильной связи. Психологические операции, проведенные в ходе операции «Свобода Ирака», были гораздо масштабнее и намного более тесно увязаны с планами конкретных военных операций, чем когда-либо.

Во многом это стало возможным благодаря крайне серьезному отношению военно-политического руководства США к использованию сил и средств ПсО в ходе военных конфликтов. Определенные неудачи при организации и ведении психологических операций в ряде последних военных кампаний США (в Сомали, в ходе воздушных ударов по Югославии, в Косово и Афганистане) вынудили Пентагон внимательнейше изучить опыт применения сил ПсО ВС США и предпринять меры по совершенствованию своего потенциала в этой области.

Так, в 2000 г. специальная группа Комитета военно-научных исследований (КВНИ) Министерства обороны США по заказу руководства своего ведомства подготовила специальный доклад на тему «Создание и распространение всех видов информации в поддержку психологических операций во время военного конфликта». Ценность исследования состоит в том, что данный комитет был создан для представления министру обороны независимого мнения. Утверждения, выводы и рекомендации КВНИ могут не совпадать с официальной точкой зрения Министерства обороны США.

Изначально данная спецгруппа КВНИ была создана в связи с рядом недостатков ведения ПсО, выявленных в ходе военной кампании в Югославии (в частности, самолеты ЕС-130Е Commando Solo оказались тогда неспособны вести радио- и телевещание) и некоторых более ранних операций ВС США. Впоследствии было решено расширить задачу исследования и изучить все вопросы, связанные с психологическими операциями как составной частью единой кампании по проведению информационных операций в мирное время, в угрожаемый период и в ходе боевых действий. Был также рассмотрен круг вопросов, связанных с организационной структурой сил ПсО в вооруженных силах США и взаимоотношениями между структурами ПсО и разведки. Кроме того, группа сосредоточила внимание на перспективных технологиях, включая спутниковое вещание и использование быстро развивающихся мобильных коммуникационных технологий. Кроме подробного анализа в задачи группы входила разработка практических рекомендаций.

Перспективы использования

По мнению американских аналитиков, в ближайшей перспективе ПсО должны стать гибким средством быстрой доставки нужной информации, подстроенной с точки зрения технических возможностей восприятия под возможного противника в районе операций ВС США. В будущем отчетливее проявится тот факт, что ПсО будут иметь максимальную эффективность, если начать проводить их до конфликта и продолжать после завершения активной фазы. Проводимые в угрожаемый период ПсО помогут сформировать благоприятную для ВС США обстановку в регионе.

В будущем в ходе проведения тактических ПсО уменьшится роль обычных звуковещательных средств. Тактические группы ПсО будут широко использовать новейшие электронные средства получения и передачи информации. Во избежание риска больше не будут использовать переносные звуковещательные станции. Вместо этого звукопрограммы будут передаваться по беспроводным сетям на автоматические громкоговорители на наименее уязвимой бронетехнике (например, танках) и будут сбрасываться в ходе рейдов в тылу противника. Основной задачей тактических групп ПсО станет сбор черновых видеоматериалов и их отправка для дальнейшей обработки в различные центры по разработке материалов ПсО. При этом активно планируется использовать новейшие цифровые средства коммуникации в режиме реального времени. Собранные материалы будут отсылаться напрямую в объединенный штаб ПсО и использоваться в телепередачах госдепартамента, транслируемых во всемирной сети. Для распространения материалов ПсО в мирное время будут заключаться контракты с местными СМИ.

Современное состояние

С точки зрения специалистов группы, быстрое развитие средств коммуникации и современная скорость передачи информации привели к значительному размыванию границ между тремя уровнями ПсО: стратегическим, оперативным и тактическим.

Как отмечается в докладе, современная структура психологических операций ВС США во многом отражает изжившую себя политику холодной войны с ориентацией на поддержку тактических психологических операций непосредственно на поле боя с использованием звуковещательных станций и непосредственного общения. Доктрина и организационно-штатная структура психологических операций ВС США на стратегическом уровне больше соответствуют требованиям военного времени. Такая ориентация является причиной низкой эффективности действий сил и средств ПсО в угрожаемый период и в ходе миротворческих операций. В числе главных недостатков системы психологических операций ВС США на стратегическом уровне эксперты отмечают отсутствие согласованности и несоответствие в содержании информационных кампаний на ТВД и мероприятий в области программ международного общественного информирования (внешнеполитической пропаганды – МОИ).

Учитывая масштабы ИПВ в ходе оперативных ПсО, планирующие органы ПсО должны развернуть свою деятельность в поддержку главкома на ТВД и начать координировать мероприятия ПсО еще до начала переброски войск в регион. Однако развертываемые обычно оперативные группы ПсО малочисленны и не обладают соответствующим уровнем компетентности для эффективной организации ПсО (в первую очередь это касается качественного планирования, то есть включения мероприятий ПсО в оперативные планы).

В области организации и ведения психологических операций на оперативном уровне силы и средства ПсО ВС США призваны конкурировать с хорошо подготовленными местными и международными средствами массовой информации, которые зачастую лучше финансируются и лучше оснащены в техническом плане. В частности, они не имеют возможности распространять материалы ИПВ через интернет и коммерческие спутниковые каналы. Теле- и радиовещательные станции, размещенные на борту самолетов ЕС-130Е Commando Solo, технически устарели и легко подавляются техническими средствами противника. Подразделения ПсО ВС США, как правило, укомплектованы военнослужащими, представляющими собой, как отмечено в докладе, «в большинстве случаев любителей без специального образования», не имеющими опыта профессиональной работы в крупных СМИ и соответствующих навыков в маркетинге, изучении общественного мнения и производстве материалов ИПВ.

Особо в докладе КВНИ выделены проблемы, связанные с недостаточным знанием специалистами ПсО ВС США национально-психологических и культурных особенностей зарубежных объектов воздействия, что неоднократно приводило к низкой эффективности проводимых мероприятий. В идеале, по мнению экспертов группы, изучение иностранных объектов психологических операций должно быть поставлено на современную научную основу и базироваться на доступе к любым данным национального разведывательного сообщества и последним достижениям в области информации. В действительности специалисты ПсО ВС США сталкиваются со значительными трудностями при получении необходимых данных.

В докладе обращается внимание руководства МО на то, что существующая организационно-штатная структура сил ПсО ВС США плохо отвечает потребностям проведения тактических ПсО. Региональные батальоны, которые отвечают за ведение оперативных психологических операций, испытывают трудности при развертывании в районах боевых действий и дефицит специалистов, способных решать разноплановые задачи.

Основной недостаток сил и средств, предназначенных для тактических психологических операций, заключается в их значительной уязвимости в конфликтах средней и высокой интенсивности. С возрастанием поражающих факторов современного оружия срок жизнедеятельности тактических команд ПсО в составе трех человек на легком бронированном автомобиле, оснащенном громкоговорителем с дальностью вещания около 1000 м, по оценкам экспертов группы, будет идти уже не на часы, а на минуты, а средства удаленного управления сеансами звуковещания пока не разработаны.

Рекомендации по совершенствованию

Одним из главных выводов специальной группы, прозвучавших в докладе, стало настоятельное требование, чтобы применение ПсО в ходе военных действий рассматривалось должностными лицами всех уровней как неотъемлемая часть общей военной операции, а не отдельно. Для повышения эффективности ПсО необходимо включать их как часть единой информационной операции на всех стадиях развития конфликта начиная с угрожаемого периода в мирное время, включая полномасштабные боевые действия и этап после завершения основной фазы вооруженного конфликта (операции по стабилизации обстановки и восстановлению мира).

Кроме того, в докладе был сформулирован целый ряд конкретных практических рекомендаций по совершенствованию ПсО ВС США. Эксперты группы КВНИ предлагают:

1. Создать в Министерстве обороны специальный орган по планированию психологических операций, который будет обеспечивать интеграцию психологических операций на оперативном и тактическом уровне с программами стратегического международного общественного информирования, а также оказывать помощь в планировании стратегических ПсО.

2. Пересмотреть организационно-штатную структуру и ряд должностных категорий аппарата ПсО.

3. Помощник министра обороны по специальным операциям и конфликтам низкой интенсивности и командование специальных операций США должны предпринять меры по повышению общего качества материалов ИПВ путем привлечения существующих на рынке производителей высококачественной продукции. С этой целью необходимо обеспечить соответствующее финансирование сил ПсО ВС США для определения и задействования в своих интересах определенного круга стабильных коммерческих медиапровайдеров, на что потребуется примерно 10 млн. долл. в год.

4. Создать в разведывательном управлении Минобороны специальное разведывательное подразделение психологических операций.

5. Рекомендуется рассмотреть вопрос о создании специального фонда военной разведки, необходимого командованию специальных операций США для приобретения соответствующих информационных источников за пределами страны, прежде всего в Европе и Азии, а также для создания банка данных. Затраты на это оцениваются примерно в 5 млн. долл. в год.

6. Министерству обороны совместно с государственным департаментом США необходимо обеспечить финансирование, определить, приобрести и поддерживать в надлежащем состоянии коммерческие каналы и «раскрученные» брэнды для распространения информации в интересах ПсО. Рекомендуется активно привлекать для ПсО признанных профессионалов и использовать высококвалифицированные коммерческие структуры, способные обеспечить качественное содержание материалов ИПВ. Предполагаемые расходы примерно 10 млн. долл. в год.

7. Министерство обороны должно приобрести технические возможности, соответствующие современным и перспективным технологиям и способам распространения массовой информации. Более того, Минобороны должно обеспечить финансирование приобретения (в собственность или в аренду) у коммерческих организаций перспективных каналов создания и распространения информации. Предполагаемые расходы – приблизительно 10 млн. долл. в год.

8. Министерство обороны должно продолжить оснащение существующего парка самолетов EC-130E Commando Solo комплектом оборудования для специальных миссий. Для выполнения различных миссий командованию специальных операций США необходимо разработать малогабаритные и легко перенастраиваемые приемопередающие комплексы, совместимые с различными базами, включая беспилотные летательные аппараты и арендуемые самолеты. Первоначальные вложения в разработку оцениваются примерно в 10–20 млн. долл. в год.

9. Ежегодно увеличивать финансирование на обеспечение потребностей сил ПсО примерно на 50 млн. долл.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры ждут нового снижения ставки Центробанка

Министры ждут нового снижения ставки Центробанка

Михаил Сергеев

Правительство отобрало 6 тысяч объектов благоустройства по результатам голосования граждан

0
325
Подводная лодка "Калуга" прибыла на базу после выполнения задач дальнего похода

Подводная лодка "Калуга" прибыла на базу после выполнения задач дальнего похода

0
224
Выборы губернатора ЕАО будут проходить три дня

Выборы губернатора ЕАО будут проходить три дня

0
207
На XIX съезде КПРФ укрепят единство партии

На XIX съезде КПРФ укрепят единство партии

Дарья Гармоненко

Первый зампред ЦК Афонин утверждает, что чисток не предвидится

0
309

Другие новости