0
4653
Газета Идеи и люди Интернет-версия

06.03.2013 00:01:00

В ожидании "большого рывка"

Юрий Тавровский

Об авторе: Юрий Вадимович Тавровский – востоковед.

Тэги: китай, кпк, политика, идеология, экономика


китай, кпк, политика, идеология, экономика Лидеры страны говорят, народ слушает. Его призывают проявить свою энергию. Фото Reuters

...В конце ноября прошлого года, недели через две после завершения XVIII съезда Компартии Китая, семеро только что избранных членов постоянного комитета политбюро ЦК Компартии, которая правит 1 млрд. 300 млн. китайцев, отправились в музей. Не в мавзолей Мао Цзэдуна, расположенный на той же площади Тяньаньмэнь, а в Национальный музей. В этом недавно отреставрированном величественном здании они осмотрели не коллекции древней бронзы, старинного фарфора или шедевры каллиграфии, а единственную экспозицию – выставку «Дорогой возрождения» («Фусин чжи лу»). В кратком выступлении после экскурсии новый генеральный секретарь Си Цзиньпин призвал «осуществить китайскую мечту о великом возрождении китайской нации», впервые употребив в современном политическом контексте термин «возрождение» («фусин»).
Ничего подобного не говорили предыдущие руководители КНР, об этом не было сказано ни слова и на самом XVIII съезде КПК, и поэтому слова нового лидера привлекли пристальное внимание.
К обществу средней зажиточности
Си Цзиньпин и остальные шесть высших руководителей КПК начали осмотр экспозиции с трагического этапа новой истории Китая – периода Опиумных войн (1840–1842 и 1856–1860 годы), когда превосходящие силы англичан и французов разгромили китайские войска, захватили Пекин, разграбили и сожгли летнюю резиденцию императора, обложили Поднебесную гигантскими контрибуциями, навязали ей неравноправные договоры, добились права экстерриториальности своих подданных и фактически превратили Китай в полуколонию. Реакцией на невиданное унижение еще недавно могущественного Срединного государства стало движение реформаторов, а затем революционеров во главе с Сунь Ятсеном, которым в 1911 году удалось свергнуть маньчжурскую династию Цин и провозгласить Китайскую Республику. Однако последовавшие войны между военными кликами, длившаяся долгие десятилетия ползучая агрессия Японии и гражданская война привели Китай на грань распада, национальной катастрофы.
Естественно, лидеры Компартии уделили внимание залам, в которых рассказывается о создании КПК в 1921 году, роли коммунистов в организации сопротивления Японии, в победоносном завершении гражданской войны и провозглашении КНР в 1949 году, в выработке стратегии «реформ и открытости». «Си Цзиньпин, – сообщало агентство Синьхуа, – останавливался перед такими экспонатами и фотоснимками, как первый полный перевод «Манифеста коммунистической партии» на китайский язык, Первая Программа КПК, автобиография одного из основателей КПК Ли Дачжао, первый пятизвездный красный флаг – государственный флаг КНР, фотографии третьего пленума ЦК КПК 11-го созыва (на нем в 1978 году была закреплена власть Дэн Сяопина и одобрена его стратегия реформ. – Ю.Т.)». Выступая по окончании осмотра, Си Цзиньпин дважды прочел стихи Мао Цзэдуна, а также произведение старинного поэта Ли Бо. Их смысл заключается в возможности торжества сильной воли над вызовами судьбы. Перейдя к прозе современной жизни, наследник Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина, Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао заявил: «После 170 лет, прошедших с начала Опиумных войн, в настоящее время мы как никогда в истории близки к цели великого возрождения китайской нации, мы как никогда раньше полны уверенности и способности реализовать эту миссию».
Си Цзиньпин даже наметил этапы и точную дату достижения цели «великого возрождения китайской нации»: «Я верю, что ко времени столетия основания Компартии Китая (2021 год. – Ю.Т.) неизбежно будет осуществлена задача создания общества средней зажиточности. Ко времени столетия создания КНР непременно будет достигнута цель строительства богатой и могущественной, демократической, цивилизованной и гармоничной современной социалистической страны. Таким образом, мечта о великом возрождении китайской нации будет неизбежно реализована».
Национализм как лекарство
Будет ли концепция «китайской мечты о великом возрождении китайской нации» признана вкладом нового генерального секретаря в теоретическую копилку Компартии Китая и включена в ее Устав? Ведь все его предшественники за последние 30 лет оставили там свой след: Дэн Сяопин – «реформы и открытость», Цзян Цзэминь – «три представительства», Ху Цзиньтао – «научная теория развития»...
Обычно теоретический вклад формулировался не сразу после прихода к власти, фиксировался на партийных скрижалях после нескольких лет успешного применения на практике и ухода автора с высших постов. Но новая концепция скорее всего призвана начать работать безотлагательно и стать национальной идеей для всех китайцев на новом этапе китайской истории. Об этом говорит не только ее активное обсуждение в китайских СМИ и в международном экспертном сообществе. Уже объявлено, что «великое возрождение» станет одной из главных тем обсуждения на сессиях Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК), которые откроются в начале марта. Эти собирающиеся раз в году органы представительной власти одобрят кадровые назначения, в том числе Си Цзиньпина на пост председателя (президента) КНР, а Ли Кэцяна – на пост премьера Госсовета (премьер-министра) КНР. Скорее всего в ранг долгосрочной государственной стратегии в той или иной форме будет возведена и концепция «великого возрождения».
Почему потребовалось дополнить и без того впечатляющую экономическую программу XVIII съезда (удвоение ВВП и доходов на душу населения к 2021 году) такой сильной идеологической концепцией, фактически эскизом новой национальной идеи? Ведь это пока именно что эскиз, самому Си Цзиньпину и работающим на него идеологам придется развернуть концепцию в деталях и облечь ее в форму, доступную для понимания всех китайцев, причем не только в КНР, но также в Гонконге, Макао, на Тайване и в странах Юго-Восточной Азии с их влиятельными общинами «хуацяо», заморских китайцев. Призыв к «великому возрождению китайской нации» призван мобилизовать энергию правоверных коммунистов, искренних антикоммунистов и аполитичное «молчаливое большинство» как в самом Китае, так и на Тайване. Он должен не позволить материализоваться в протесты общенационального масштаба «болезни красных глаз» – возмущению вопиющим имущественным расслоением, коррупцией партийных и государственных чиновников, открытым презрением к простому народу нуворишей, скупающих дома в Сан-Франциско и Нью-Йорке, а в Пекине и Шанхае разъезжающих с голыми любовницами на «Феррари» и «Мазерати». Как показывает история, долготерпеливые китайцы легки на подъем и не раз устраивали многомиллионные восстания, свергали правящие династии и сажали на «Драконовый трон» в Пекине своих вожаков. С этими крестьянскими бунтами было немало общего у «великой пролетарской культурной революции» и у волнений на площади Тяньаньмэнь. В сегодняшнем Китае нарастающее количество деревенских и даже городских волнений грозит перейти в такое качество, которое крайне опасно для власти. Недаром с самых высоких трибун повторяется предупреждение: «Или партия победит коррупцию, или коррупция победит партию».
Урбанистические виды Китая – экономический рост в наглядной форме.	Фото Reuters
Духовный вакуум
События последних лет показали, что коммунистическая идея в ее маоцзэдуновском, а не официальном прочтении вновь набирает популярность в народе, особенно среди молодежи, в депрессивных провинциях. Но она не может стать идеологической скрепой для всей нации. Об этом свидетельствует довольно легкое устранение с политической сцены популярного среди «новых красных» члена Политбюро Бо Силая. Либеральные идеалы западного общества потребления постепенно внедряются в общественное сознание, но растущий средний класс уже не удовлетворяется возможностями покупки все новых нарядов, гаджетов или автомобилей. Тем более что самые важные в жизни вещи – современное жилье, образование для детей или качественная медицинская помощь – остаются недоступными для людей среднего достатка, для молодежи. Причин для недовольства достаточно у самых разных слоев общества.
Похоже, что поиск выхода из создавшегося опасного положения был темой обсуждения в партийных верхах накануне XVIII съезда на традиционной неформальной встрече на курорте Бэйдайхэ. Сразу после нее из партийной печати исчезли упоминания классиков марксизма-ленинизма и Мао Цзэдуна. Однако на самом съезде они звучали снова, хотя редко и без прежнего пиетета. Идеологический консенсус между реформаторами и консерваторами, возможно, не был достигнут, и съезд ограничился только экономическими, хотя и очень амбициозными решениями об удвоении ВВП и среднедушевого дохода. Очевидно, после этого Си Цзиньпин, которого считают лидером реформаторов, решился на смелый шаг и выдвинул концепцию «китайской мечты о великом возрождении».
Чистый лист для иероглифов
Посещение Си Цзиньпином и его товарищами выставки, акцентирующей унижения китайской нации иностранцами, и сделанное на ее фоне обещание уже к 2049 году вернуть Китаю утраченный 170 лет назад статус великой мировой державы могут говорить о намерении применить сильнодействующее средство под названием «национализм». Сам термин «фусин» взят не из наследия все чаще цитируемого в нынешнем Китае Конфуция, мечтавшего преодолеть раздробленность на враждующие царства и возродить могучую империю. Не из трудов Кан Ювэя, Лян Цичао и других реформаторов эпохи Опиумных войн и агрессии империалистических держав, которые винили во всех бедах чуждую китайскому населению Поднебесной маньчжурскую династию Цин, коварных «заморских дьяволов». Идейный отсыл идет к Сунь Ятсену, руководителю революционеров, свергших эту династию, первому президенту Китайской Республики. Сунь Ятсен и его товарищи в самом начале революционной борьбы объединились в организацию «Союз возрождения Китая» (Синчжунхуэй), в название которой ради краткости включен только один из иероглифов термина «фусин». После победы Синьхайской революции (1911) под руководством Сунь Ятсена и особенно после победы в войне сопротивления Японии (1931–1945 годы) идея возрождения снова стала популярна. Это зафиксировано, например, в названиях крепостных ворот Пекина – Фусинмэн и одной из главных улиц Шанхая – Фусинлу. После долгого перерыва термин «фусин» вновь прозвучал только в 2007 году, когда Центральное телевидение продемонстрировало пропагандистский сериал «Фусин чжи лу» («Дорогой возрождения»). Шесть серий напоминали зрителям общую канву китайской истории и на этом фоне подчеркивали заслуги Дэн Сяопина, Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао.
Что касается выставки «Фусин чжи лу» в Национальном музее, то она вряд ли была устроена для того, чтобы дать повод новому генеральному секретарю огласить идеологическую новинку. Выставка работала как минимум с июля прошлого года, когда мне довелось ее осмотреть, а избрание Си Цзиньпина тогда уже предполагалось, но еще не было гарантировано. В малолюдных залах бросался в глаза акцент, с одной стороны, на унижения и жертвы китайской нации в годы иностранных нашествий и внутренних смут, а с другой – на победы: капитуляция японских войск представителям китайского командования в 1945 году, испытание первой атомной бомбы, запуск первого тайконавта, военный парад по случаю 60-летия КНР… Но, кроме названия «Дорога к возрождению», никаких новых идеологических нюансов или тем более программных установок во всем этом не прослеживалось.
Средний класс делает выбор
Отсутствие известного источника термина «фусин» и четко сформулированного содержания концепции «китайской мечты о великом возрождении» является крупным преимуществом. Это видно хотя бы из обсуждения новой концепции в китайском Интернете. Многие блогеры полагают, что «китайская мечта о великом возрождении» будет осуществлена, если в стране будет меньше коррупции, в обществе станет больше вежливости, а то и просто «если жизнь станет лучше». Известный ученый И Чжунтянь видит китайскую мечту в достижении процветания всей нации, социальном прогрессе и счастье народа. Многие пользователи сравнивают китайскую мечту с американской мечтой и видят преимущество китайской в том, что она делает акцент не на успехе индивидуума, а на коллективных усилиях всей нации. Партийный теоретик, бывший вице-президент партийной школы при ЦК КПК профессор Чжэн Бицзянь, отвергая американскую модель, более конкретен: «китайская мечта состоит в мирном, цивилизованном пути достижения целей национального развития и социалистической модернизации. Мы не должны сводить свои мечты о возрождении к потреблению 25 баррелей нефти на душу населения, как в США, или к завоеванию колоний».
Более или менее ясно одно, новые китайские руководители оценили растущую мощь националистических настроений, которые особенно проявились в ходе антияпонских демонстраций весны–лета прошлого года. Такие настроения широко распространены среди военных, молодежи и особенно быстро растут в городском среднем классе. Это подтвердили социологические исследования, проведенные сотрудниками филиала бизнес-школы Ноттингемского университета в китайском городе Нинбо среди студентов, выпускников университета и иных белых воротничков. Ученые пришли к выводу, что «растущий китайский национализм является популистским, массовым движением, а не продуктом официальной политики. Его источники частично таятся в памяти об унижениях колониальной эпохи, а частично в новой самоуверенности из-за роста китайского экономического могущества. Наиболее очевидные проявления растущего национализма видны в спонтанном и подлинном возмущении общественности, которые сопровождают конфликты Китая на международной арене».
Национализм – угроза или ресурс власти?
Возглавляемые Си Цзиньпином реформаторы, похоже, разглядели в растущем национализме не столько угрозу нынешнему режиму, сколько мощный ресурс для реализации своего видения развития Китая. Дальнейшее развитие концепции «китайской мечты о великом возрождении китайской нации» может дать им дополнительный форсаж для выведения страны на новую, более высокую орбиту. Проблема лишь в выборе направления. Это могут быть намеченные XVIII съездом партии на 2021 год цели внутреннего развития, построения среднезажиточного общества «сяокан», а затем выхода на более высокую орбиту к 2049 году. Но могут быть и иные ориентиры. Китай может форсировать военные приготовления в ответ на «сдерживание» со стороны США и тем самым усилить подозрительность соседей по Евразии, еще более активно утверждать свои претензии на утраченные в период «национального унижения» земли – от островов Дяоюйдао/Сенкаку и акваторий Южно-Китайского моря до Тайваня и спорных территорий с Индией. Китайское военное присутствие может проецироваться в еще более отдаленные регионы, важные как источники сырья или лежащие на морских торговых маршрутах: в Африку, на Ближний и Средний Восток, в Центральную Азию, страны Тихоокеанского и Индоокеанского бассейна…
Предстоящие в скором времени политические события, новые выступления китайских лидеров покажут, насколько важную роль призвана сыграть концепция «китайской мечты о великом возрождении китайской нации», в каком направлении будет развиваться Китай как минимум в следующие 10 лет.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Эпоха трезвости" наступила при росте производства алкоголя

"Эпоха трезвости" наступила при росте производства алкоголя

Ольга Соловьева

Доля непьющих россиян увеличивается только в социологических опросах

0
404
В России обнаружилось несколько социально значимых инфляций

В России обнаружилось несколько социально значимых инфляций

Анастасия Башкатова

Торговые сети настаивают на том, что их наценки обусловлены издержками, а не гонкой за прибылью

0
497
КПРФ не нашла подхода к своему сложносоставному электорату

КПРФ не нашла подхода к своему сложносоставному электорату

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Власть зажимает левых в рамках легальной политической деятельности

0
343
Нефтяной рынок входит в период нестабильности

Нефтяной рынок входит в период нестабильности

Михаил Сергеев

Баррель черного золота может стоить от 40 до 100 долларов

0
395

Другие новости