0
926
Газета Идеи и люди Печатная версия

26.05.2025 17:44:00

Как крупный капитал содействовал укреплению власти нацистов

Известные немецкие компании признают ответственность за поддержку гитлеровского режима

Борис Хавкин

Об авторе: Борис Львович Хавкин – доктор исторических наук, профессор РГГУ.

Тэги: вторая мировая война, история, нацизм, немецкие компании, крупный капитал, поддержка гитлера


вторая мировая война, история, нацизм, немецкие компании, крупный капитал, поддержка гитлера Промышленник Фриц Тиссен (в центре), до 1933 года поддерживавший национал-социалистов, в 1948 году оказался в трибунале по денацификации. Фото с сайта www.germanhistorydocs.org

В 80-ю годовщину окончания Второй мировой войны крупнейшие компании ФРГ публично признали свою ответственность за поддержку власти Гитлера. Об этом пишут немецкие газеты Die Zeit, Süddeutsche Zeitung, Frankfurter Allgemeine Zeitung. «Приход к власти национал-социалистов в 1933 году был бы невозможен без провала тогдашних ответственных лиц в политике, армии, судебной системе и экономике. Немецкие компании способствовали укреплению власти национал-социалистов. Преследуя собственные выгоды, многие фирмы и их представители были вовлечены в этот процесс. Сегодня мы, как немецкие предприятия, берем на себя ответственность за то, чтобы сохранить память о преступлениях времен нацизма», – сказано в совместном заявлении руководителей 49 немецких компаний. Среди них такие известные фирмы, как Adidas, Bayer, Bosch, BMW, Deutsche Bahn, DHL, Henkel, Hugo Boss, Lufthansa, Mercedes Benz, Porsche, Rheinmetall, Siemens, Uniper, Volkswagen.

Быстрый выход из кризиса

Отношения германского национал-социализма и крупного финансового (то есть банковско-промышленного) капитала, образующего финансовую олигархию, не были простыми. Большинство крупных промышленников и банкиров Германии до 1933 года ориентировались не на национал-социалистов, а на национально-консервативные и центристские партии.

Слово «социализм» в названии партии Гитлера отпугивало финансовых олигархов. Принятая в 1920 году программа Национал-социалистической германской рабочей партии (НСДАП) «25 пунктов» содержала антикапиталистические и социальные требования: «полная конфискация всех прибылей, связанных с личным обогащением в военное время», «национализация акционерных предприятий (трестов)», «участие рабочих и служащих в распределении прибыли крупных коммерческих предприятий», «создание по-настоящему достойного пенсионного обеспечения».

Однако кризис 1929–1933 годов заставил хозяев немецкой экономики обратить внимание на НСДАП. Нацисты обещали найти быстрый выход из кризиса, если национальный капитал поможет им прийти к власти. Именно во время кризиса в кассу НСДАП стали поступать крупные пожертвования от хозяев германской экономики. (Директор Рейнско-Вестфальского угольного синдиката Эмиль Кирдорф и глава концерна «Объединенные сталелитейные заводы» Фриц Тиссен, финансировавшие гитлеровскую партию еще до 1929 года, были скорее исключением, чем правилом.)

Основная поддержка нацистов исходила от мощной группы производителей угля и стали из Рейнской области и Вестфалии. Британский историк Алан Буллок, описывая встречу Гитлера с крупными предпринимателями в Дюссельдорфе 27 января 1932 года, приводит слова нацистского пропагандиста Йозефа Геббельса: «Денежные дела улучшаются с каждым днем. Финансирование избирательной кампании практически гарантировано».

Как отмечает Буллок, кроме финансовой помощи, крупные землевладельцы, промышленники и банкиры оказали Гитлеру также большую политическую помощь, отправив в ноябре 1932 года совместное письмо рейхспрезиденту генерал-фельдмаршалу Паулю фон Гинденбургу с призывом назначить Гитлера рейхсканцлером.

Но у рейхспрезидента были и личные причины благосклонно отнестись к письму олигархов: Гинденбург, крупнейший прусский землевладелец, принял в подарок от нацистов латифундии Лангенау и Пройсенвальд. В ответ он присвоил «наци № 2» – отставному капитану авиации Герману Герингу – «в знак признания его выдающихся заслуг на войне и в мирное время» звание генерала пехоты.

Летом 1933 года был создан Генеральный совет германского хозяйства. В него вошли хозяева германской экономики: отец Густав и сын Альфрид Крупп фон Болен унд Гальбах, Фриц Тиссен, Альберт Феглер, Карл Бош.

После назначения Гитлера рейхсканцлером олигархи, надеясь на выгоду сотрудничества с нацистами, продолжали жертвовать им значительные суммы.

Экономическая подготовка к войне

Циркуляр Имперского союза автомобильной промышленности от 12 июня 1933 года об учреждении Фонда Адольфа Гитлера гласил: «Имперский союз германской промышленности ставит нас в известность о том, что головные союзы германской экономики в целях унификации сбора пожертвований в пользу НСДАП приняли после тщательного обсуждения решение создать из отдельных пожертвований единый фонд. Собранные в результате этого средства будут предоставлены в распоряжение господина рейхсканцлера под названием «Фонд Адольфа Гитлера из пожертвований германской экономики». Президентом попечительского совета Фонда Адольфа Гитлера является председатель Имперского союза германской промышленности господин д-р Крупп фон Болен унд Гальбах». Через этот фонд за 12 лет нацистской диктатуры Гитлер получил около 700 млн рейхсмарок.

Другой группой немецких промышленников и финансистов, «заинтересованных в тесном сотрудничестве крупного национального капитала с нацистской партией», был «Круг друзей рейхсфюрера СС». С 1935 года эта группа действовала под патронажем рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера. С 1936 по 1944 год «друзья» регулярно жертвовали Гиммлеру около 1 млн рейхсмарок в год для использования «вне бюджета». С этой целью в банке Дж. Х. Штейна в Кёльне был учрежден фонд СС, получивший название «грязного фонда». Пожертвования «друзей» перечислялись на особый счет. Деньги с этого счета направлялись на нужды СС и на другие цели, которые определял Гиммлер.

В соответствии с «Законом об органическом строении германской экономики» от 27 февраля 1934 года была учреждена Имперская экономическая палата – общегерманская сословная профессиональная гильдия предпринимателей. Она включала семь «имперских групп»: промышленности, банков, торговли, страхования, энергетики, ремесленного производства, транспорта. «Имперские группы» подразделялись на 44 экономические группы, делившиеся на почти тысячу специальных подгрупп. Отраслевое управление дополнялось территориальным.

В экономике, как и во всей нацистской командно-административной системе, действовал принцип фюрерства. По «Закону о порядке организации национального труда» (1934) владельцы объявлялись «фюрерами» предприятий, им предоставлялось право определения условий труда, увольнения, взыскания штрафов. Конфликты между рабочими и владельцами предприятий разрешались специальными государственными органами.

В Третьем рейхе, по примеру военной экономики Германии 1916–1918 годов, получившей название «военного социализма», был создан государственный сектор экономики. Кроме госпредприятий было много смешанных, в которых принимали участие государство и частные компании. Государству принадлежало 25% капитала акционерных обществ.

«Отцом» национал-социалистической хозяйственной модели, основанной на государственно-монополистическом регулировании и экономическом планировании, был глава Рейхсбанка и министр экономики Ялмар Шахт. 21 мая 1935 года Шахт был назначен генеральным уполномоченным по военной экономике, ему поручено начать «экономическую подготовку к войне». Ему удалось запустить и обеспечить финансированием строительство скоростных автомобильных дорог (автобанов), мостов, аэродромов, культурных и спортивных сооружений. На общественных работах было занято свыше 1,5 млн рабочих. Возобновилось производство на остановившихся во время кризиса заводах и фабриках; безработица отступила.

За государственный счет были созданы огромные металлургические предприятия для обработки низкосортной железной руды – «Рейхсверке Герман Геринг». На шахтах, заводах, электростанциях, входивших в этот госконцерн, которым руководил министр-президент Пруссии, министр авиации рейхсмаршал Герман Геринг, добывалось 43% железной руды, производилось 17% чугуна и 13% стали, вырабатывалось более половины электроэнергии.

«Ариизация» экономики

18 октября 1936 года в Германии был утвержден четырехлетний план развития хозяйства. Для его осуществления было создано государственное Управление по четырехлетнему плану во главе с Герингом. Он так сформулировал стратегию плана: «Любыми средствами обеспечить успех в войне, а уж потом решать хозяйственные задачи за счет побежденных».

Факт, что во главе Управления по четырехлетнему плану был поставлен не Шахт, а Геринг, свидетельствовал, что условия альянса между национал-социалистами и традиционной финансово-промышленной элитой были изменены в пользу нацистского партийно-политического руководства.

«Наци № 2» предоставлялось право самому издавать указы и инструкции по всем вопросам экономической политики. «Фюрер доверил мне трудный пост, – заявил Геринг. – Я вступаю на него не в качестве специалиста. Фюрер избрал меня только потому, что я – национал-социалист. Я выполняю эту задачу как боец национал-социализма, как уполномоченный фюрера, как уполномоченный нацистской партии».

С помощью четырехлетнего плана НСДАП захватила ведущие позиции в экономике Третьего рейха и получила возможность не только ее контролировать, но и направить на форсированную подготовку к войне.

Государственная экономика стала привилегированным сектором, в котором важнейшую роль стали играть демагоги-популисты – сторонники нацистской «расово чистой национальной экономики». Доказательством этому стал отъем собственности у евреев, получивший название «ариизации».

«Еврейский капитал» контролировал 20% частных банков, 40% торговли текстилем, 80% универмагов. После принятия в 1935 году Нюрнбергских расовых законов, исключивших евреев из общественно-политической жизни Германии, началось их вытеснение из национальной экономики.

14 июня 1938 года была введена обязательная регистрация предприятий, которыми владели евреи; затем началось изъятие этих предприятий у прежних хозяев по ценам ниже себестоимости. Формально сделки по передаче еврейского имущества оформлялись как «добровольная продажа». По сути же, «ариизация» была грабежом и вымогательством.

После погромов «Хрустальной ночи» 9–10 ноября 1938 года были «ариизированы» все фирмы, которыми еще владели евреи. Накануне Второй мировой войны в Германии не осталось ни одного еврея-хозяина или управляющего предприятием.

Выгоды от «ариизации» получили крупные немецкие банки и концерны, связанные с СС. Бенефициарами «ариизации» были учредители Фонда Адольфа Гитлера и «друзья рейхсфюрера СС»; львиную долю конфискованного еврейского промышленного и финансового капитала они подгребли под себя. Прибыль от рабского труда заключенных концлагерей рейхсфюрер СС и его «друзья» делили «по-дружески».

«Уничтожение путем работы»

Так, рабочая сила концерна «ИГ Фарбен», производившего 30 тыс. т синтетического каучука (буны) в год, состояла из заключенных концлагеря Аушвиц, которых СС сдавали компании в аренду. За использование труда узников концерн платил Главному административно-хозяйственному управлению СС по четыре марки в день за каждого обученного рабочего и три марки в день за каждого необученного.

Всего же на заводе «ИГ Фарбен» в Аушвице работало, по данным на 1941 год, 12–16 тыс. рабочих, 25% которых были узниками концлагерей. Еще 8 тыс. заключенных СС предоставила «ИГ Фарбен», разумеется, не безвозмездно, для строительства нового завода «Лейна» в Аушвице. В ответ за эту «дружескую услугу» одна из дочерних компаний «ИГ Фарбен» «недорого» поставляла СС газ «Циклон Б». 1 сентября 1941 года этот газ был применен в Аушвице для уничтожения 600 советских военнопленных. За годы Второй мировой войны в газовых камерах нацистских концлагерей «Циклоном Б» было убито более 1 млн человек.

«Дружба с СС приносит самые благоприятные плоды», – писал член правления «ИГ Фарбен» Отто Амброз. Концерн получал от СС не только дешевую рабочую силу, но и заключенных для медицинских опытов, проводившихся в лабораториях «ИГ Фарбен» эсэсовскими врачами.

Циркуляр относительно порядка продажи крупных партий узников концлагерей, подписанный Гиммлером, требовал, чтобы в карточке каждого заключенного делалась особая помета: «Подлежит уничтожению путем работы».

Без гарантий безопасности

Однако обладание крупным капиталом и даже прежняя поддержка, оказанная тем или иным олигархом партии нацистов, не гарантировали ему личной безопасности и неприкосновенности собственности. После того как 1 сентября 1939 года Фриц Тиссен, один из столпов германской экономики, выступил в рейхстаге против нападения Гитлера на Польшу (ранее он выступал в защиту евреев), он вместе с семьей был вынужден покинуть Германию.

1 октября 1939 года Тиссен направил письмо Герингу, в котором обусловил свое возвращение в страну тем, что немецкой общественности будет объявлено, что он как депутат рейхстага проголосовал против развязывания Второй мировой войны. В ответ Тиссен был лишен германского гражданства, а его имущество было национализировано.

В 1940 году в эмиграции во Франции Тиссен надиктовал журналисту Эмери Ривзу свою книгу «Я финансировал Гитлера». Автор еще не успел прочитать корректуру книги, когда германские войска вторглись во Францию. Тиссен был арестован гестапо. Из нацистского концлагеря Дахау его освободили американцы в мае 1945 года.

Успел побывать узником Дахау и Ялмар Шахт. 7 января 1939 года Шахт в письме Гитлеру указывал, что курс, проводимый правительством, приведет к краху финансовой системы и гиперинфляции. 20 января 1939 года Шахт ушел с должности президента Рейхсбанка, но сохранил пост министра без портфеля. В сентябре 1939 года Шахт резко выступил против вторжения Германии в Польшу. В 1941 году он негативно отнесся к войне против СССР, считая, что Германия проиграет войну по экономическим причинам. 30 ноября 1941 года он направил Гитлеру резкое письмо с критикой режима.

22 января 1942 года Шахт ушел в отставку с должности министра. Он поддерживал контакты с консервативной оппозицией Гитлеру, хотя и не участвовал в заговоре против нацистского диктатора. На следующий день после провала покушения на Гитлера 20 июля 1944 года, Шахт был арестован и брошен в концлагерь. В мае 1945 года он был освобожден союзниками, но привлечен к суду Международного военного трибунала (МВТ) в Нюрнберге.

Шахт на суде сказал обвинителю от США: «Вы себе не представляете, какие колоссальные деньги США инвестировали в промышленность и финансовую систему гитлеровской Германии, в нацистскую партию НСДАП и лично Адольфа Гитлера. Если вы хотите предъявить обвинение промышленникам, которые помогли перевооружить Германию, то вы должны предъявить обвинение самим себе». В разглашении этих сведений на Нюрнбергском процессе США заинтересованы не были.

1 октября 1946 года Шахт (вместе с Гансом Фриче и Францем фон Папеном) был оправдан МВТ вопреки особому мнению советского судьи.

В апреле 1947 года Шахт был задержан в Вюртемберге немецким судом по денацификации, приговорен к восьми годам каторжных работ. Однако по апелляции (в Людвигсбурге) оправдан и 2 сентября 1948 года освобожден. В дальнейшем Шахт работал в банковской сфере Германии, основал и возглавил банкирский дом Schacht GmbH (Дюссельдорф). В 1952 году на племяннице Шахта женился Отто Скорцени. 3 июня 1970 года Шахт скончался в Мюнхене.

Вальтер Функ, преемник Шахта на посту министра экономики и президента Рейхсбанка, в 1946 году был приговорен Международным военным трибуналом к пожизненному заключению. В 1957 году освобожден по состоянию здоровья.

Густав Крупп фон Болен унд Гальбах был внесен МВТ в список обвиняемых. Однако международная медицинская комиссия нашла, что по состоянию здоровья (он перенес инсульт) Густав Крупп не может предстать перед судом. Его сын Альфрид Крупп фон Болен унд Гальбах в 1948 году на Малом Нюрнбергском процессе «США против Альфрида Круппа» был приговорен к 12 годам тюремного заключения с конфискацией имущества; помилован спустя три года, конфискованная собственность была ему возвращена.

В 1947 году Фридрих Флик на Малом Нюрнбергском процессе «США против Фридриха Флика» приговорен к семи годам тюрьмы.

В 1948 году Отто Амброс на Малом Нюрнбергском процессе по делу «ИГ Фарбен» был осужден на восемь лет заключения.

Это была расплата за поддержку олигархами нацистской диктатуры. 


Читайте также


Бумажный носитель. Книги по истории, истории науки и социальной истории науки

Бумажный носитель. Книги по истории, истории науки и социальной истории науки

0
263
Стрела времени. Научный календарь, май-июнь, 2025

Стрела времени. Научный календарь, май-июнь, 2025

0
255
Случай – наше всё, как Пушкин

Случай – наше всё, как Пушкин

Вардван Варжапетян

О невероятных происшествиях, которые уместились в одну жизнь

0
363
Боевиков ХАМАС "перевоспитать" невозможно

Боевиков ХАМАС "перевоспитать" невозможно

Владимир Семенихин

Многие в мире не понимают, почему война в Газе длится так долго

0
884

Другие новости