0
831

27.01.2000 00:00:00

Путешествие в журнал


-Что такое "Путевой журнал"?

- Идея "Путевого журнала" возникла у целой команды людей, сотрудничающих с "Новой Юностью", которых часто можно увидеть на заседаниях "Эссе-клуба". Более года назад они одновременно проговорили то, что и так лежало на поверхности: эссе давно уже воспринимается как отдельный литературный жанр, и жанр, популярный как у читателя, так и у пишущей братии. А вот эссеистического журнала у нас до сих пор нет. Но есть концептуальное сообщество авторов, уже готовых сотрудничать с журналом. Журналы, если это живые журналы, так и возникают: они артикулируют идеи, живущие внутри какой-то интеллектуальной корпорации. В данном случае - корпорации путешествующих эссеистов.

- А "Новая Юность"?

- "Новая Юность" дала сильный крен в сторону прозы, от эссеистического духа в этом проекте мало что осталось: публикуются художественные тексты различного качества, но все это - худлит, фикшн, а не эссе. Проект же "Путевого журнала" - стопроцентно эссеистический и, если хочешь, практичный. За основу мы взяли концепт "исследовательского путешествия", рамки которого весьма широкие: это путешествие и ума, и слова, и тела. Такая, знаешь ли, апологетика движения по поверхности земли и языка, далеко уводящая от кабинетного худлита.

- Такая заявка, насколько я понял по проектному стенду на ярмарке "NON-FICTION", предполагает создание принципиально отличного от худлитовского журнального макета.

- Предложенное мной графическое решение строится на новом синтезе изображения и текста. Я исходил из того, что сам по себе жанр эссе рождается из столкновения слова и поверхности - поверхности географической, по которой прокладывается маршрут авторского путешествия, и физической поверхности бумаги. Вспомним, что сам по себе процесс написания текста представляет собой путешествие кончика пера по бумажной плоскости...

- Сейчас - курсора по полю монитора...

>/b?

- Что не меняет дела. Слово прокладывает, процарапывает свой маршрут, и получившийся текст можно воспринимать как карту: задачи картографа и эссеиста по сути дела очень схожи, это задачи одушевленной каллиграфии. Идея в том, чтобы каждый журнал строился как некий маршрут от А до Z и чтобы сами начальные буквы тематических разделов журнала давали повод для путешествия. Каждый автор будет вести свою букву.

- За основу, таким образом, берется карта?

- Карта - феномен полифункциональный и до сих пор малоразгаданный. Она несет в себе букву, графику и план. Заметь, что локализация шрифта на карте совершенно отлична от его локализации в тексте. Это испомещение шрифта в прямом смысле слова, локализация par excellence. Шрифт при таком толковании объединяет два разных вектора наподобие двуглавого орла: он усложняет пространство. Путешествие писателя по карте становится авантюрой словоизвлечения. Важно, что в журнале каждый текст будет сфокусирован на место, спровоцировавшее создание текста. Слово становится трехмерным.

- Кстати, о шрифте...

- Я выбрал "Баскервиль"... Да, это поветрие, но он уже не такой холодный, как клоны "Таймс": он начинает теплеть и при этом сохраняет нужную дистанцию, историзм. Пожалуй, "Бодони" для моих задач был бы слишком демонстративным.

- Разглядывая твой макет, я поймал себя на том, что оригинальность предложенных тобой графических решений не вызывает у меня навязчивых воспоминаний о компьютере. Ведь большинство современных журналов и "продвинутых" книжных обложек подобные воспоминания как раз-таки регулярно провоцируют.

- Скажу так: компьютерные соблазны прошли. Многообразие компьютерной палитры утомляет. Сейчас компьютер - один из инструментов в руках графика, притом не самый основной. Доступность программных технологий приводит к появлению высосанных из пальца журнальных и визуальных проектов, для которых существование внутри компьютера или на бумаге не представляет никакой разницы. В случае же с "Путевым журналом" мы имеем дело не с умозрительным концептом, но с hand-made идеологией, с образом человеческого действия, то есть с таким важным для всех нас жизненным опытом, как опыт путешествия. Это настоящий non-fiction проект, предполагающий работу не только головой, но и ногами...

- А также и руками, учитывая, что с вашим журналом можно путешествовать, его надо листать, а иногда, судя по макету, и вертеть по трем осям. То есть ваш журнал - больше, чем журнал?

- Да. Учитывая еще, что журнал, так сказать, существует и помимо журнала: есть "Эссе-клуб", есть авторы, уже издавшие либо собирающиеся издавать свои книги. Но книги существуют по отдельности, а в журнале - вместе.

- Какова структура журнала?

- Об алфавитном маршруте я уже говорил. Отдельные остановки на этом маршруте - адресные эссе, группирующиеся вокруг заданной темы, например - "Миллениум", "Новый стиль", "Москва", "Поиски Чевенгура" и так далее. В нашем портфеле сейчас - несколько таких тем и уже готовых текстов. Концепция журнала видеоцентрична, поэтому ее сложно передать на словах, лучше все увидеть самому. Скажу только, что жанр эссе предполагает широкие поля и пометки-маргиналии - текстовые и визуальные, отчасти - факсимильные авторские. Все эти компоненты участвуют в сложном и увлекательном взаимодействии. Отдельный случай - толкование карты, но это - совершенно особый жанр книжной географики. Иллюстрации как таковой в журнале не будет.

- Сам собой напрашивается вопрос о сопоставлении вашего проекта и уже существующих популярных географических журналов, того же "GEO".

- В "Путевом журнале" нет установки на компенсацию недостатка зрительных раздражений у читателя, но - на самое реальное из всех возможных путешествий - путешествие ума. Как видишь, поле более широкое. Москва, например, в глянцевом географическом журнале будет представлена как еще один географический объект: такой журнал предложит очередной набор ярких красок для борьбы со скукой. Но никто не живет и не мыслит в таких объектах. Если приглядеться, такие объекты сами по себе невообразимо скучны.

- Что за читатель будет у "Путевого журнала" в таком случае?

- Ярмарка показала, что такой читатель есть. Люди подолгу зависали на нашем стенде. Они путешествовали, а путешествию тесно в двухмерных рамках, даже таких расцвеченных, как рамки дорогостоящих глянцевых журналов. Читатели устали от этой цветной двухмерности. Думаю, устали настолько, что возможна еще большая радикализация журнальной формы.

- И все-таки "GEO" - популярный географический журнал. Что должно произойти с его поклонниками, чтобы они сменили свои глянцевые предпочтения?

- Обожраться этими фотками окончательно и обратиться к нам.

- Если ли у вашего проекта прообразы?

- Пожалуй, есть: журналы перелома века, "Мир искусства". Тогда тоже речь шла о синтезе слова и изображения, но в другом ключе - модернистском. Тогда, как и сейчас, возник тот же перекресток текстов и изображения, на котором и родился замысел журнала. Ситуация смены парадигм также сходная: пройдет 2000 год, пройдет и время виртуальных классификаций и энциклопедий. Конец упорядочивания всего и вся и... Кто-то должен сделать первый шаг. В этом смысле мы современную ситуацию в чем-то опережаем, идя против течения - туристической оглупляющей идеологии и геополитического лубка. Интересно, что на ярмарке к нам подходили профессиональные географы и, поизучав стенды, говорили: это и есть настоящая география.

- Итак, геопоэтика против геополитики?

- Наверное. Это противопоставление очень актуально, но есть и принципиальное отличие нашего проекта от того, чем занимается изобретатель и идеолог геопоэтики Кеннет Уайт, которого ты имеешь здесь в виду и который был открыт для русскоязычной публики Васей Головановым. На мой взгляд, Кеннет Уайт и его последователи перегружены литературным визионерством, у них повышенный интерес к слову, которым мы и так перекормлены. Наша мизансцена другая - более видеоцентричная. Страницы журнала в этом смысле более вместительны, чем страницы книги.

- Знаешь, если бы не этот замечательный и осязаемый макет, который можно раскрыть, рассмотреть и почитать, все вышесказанное я бы воспринял как очередную концептуальную фантазию на тему "какого журнала у вас нет и каким вы хотите его видеть?" Догадайся теперь о моем последнем вопросе.

- Догадываюсь. Да, нам предлагали издать "Путевой журнал" коллекционным тиражом: нумерованные экземпляры и весьма нумерованная цена. Мы отказались. У журнала должен быть тираж, потому что у него есть читатель. Успех проекта на "NON-FICTION" убеждает в этом еще больше.

- Где же спонсоры?

- Наверное, путешествуют...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
430
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
384
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
454
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
341

Другие новости