0
1332

25.05.2000 00:00:00

Метафизический реализм писателя-оптимиста


- ВЫ, КАК писатель, видите перспективу для русской литературы в новом веке?

- Да. Новое поколение несет в себе что-то новое. Во-первых, это люди (часто, во всяком случае) образованные. Кроме того, они самой судьбой предназначены делать русскую культуру ХХI века. Это переломный момент - как в начале ХХ века народился Серебряный век, так и здесь: резкий слом, ушло в бездну прошлое и появились люди, не связанные с советским прошлым. Они небом соединены с русской классической культурой - и вместе с тем ощущают холод и безумие современного мира. В этом отношении ситуация напоминает Серебряный век. Кстати, начало века было ведь очень спокойным. Большинство политиков, ученых считали, что будет расцвет науки и мира и что она, наука, решит все проблемы - вплоть до бессмертия, и это за 13 лет до Первой мировой войны. И только такие мистические пророки, как Блок, скажем, говорили о том, что над миром нависла тень Люциферова крыла. И нужно ждать последствий...

Сейчас ситуация в каком-то смысле противоположная. Все ожидают какой-то катастрофы. А вдруг (представьте себе!) - ХХI век будет очень спокойным, по крайней мере первая его половина. Не будет никаких революций, войн, взрывов... Но вместе с тем это будет сопровождаться другим взрывом - духовным, ментальным. По крайней мере, я надеюсь, в России. Конечно, это похоже на шутку, но ведь можно и пошутить!

- Вас наградили немецкой премией в 2000 году - когда мы одной ногой стоим в прошлом веке, другой - в следующем. На ваш взгляд, эта премия - признание заслуг и, так сказать, списание со счетов или, напротив, "писательский билет", введение в следующий век?

- Я думаю, последнее. Литература не зависит от премий. Больше половины нобелевских лауреатов не только не читают, но некоторых и не издают... Тем не менее именно эта премия меня глубоко тронула - поскольку она не зависит от конъюнктуры, от каких-то "веяний". Это благородная премия, и дают ее с немецкой прямотой. Тем более она носит имя Пушкина.

Это не отметка заслуг - когда можно успокоиться. Тем более я опять, после долгого, семилетнего примерно, перерыва, вернулся к прозе. Я писал пьесы, философские вещи, стихи.

- А что за пьесы?

- Две из четырех опубликованы в журнале "Драматург", они шли в Австрии, в России, сейчас одна пьеса идет в Московском драматическом театре "На Перовской" (режиссер - Кирилл Панченко). Главная моя философскую вещь "Судьба бытия" напечатана в журнале "Вопросы философии". Стихи же, кроме небольших журнальных публикаций, не опубликованы.

- А после вагриусовского "Черного зеркала" книжек не выходило?

- Нет, но там же, в "Вагриусе", в стадии работы двухтомник. Обратите внимание, в "Черное зеркало" вошел цикл "Конец века" - это последние рассказы, именно с ними я вернулся к прозе. Двухтомник же, я надеюсь, будет повторять первым томом "Черное зеркало" (этой книжки уже нет - вся продана), а в другом томе будет часть старых рассказов. Все остальное также готово к движению. В Индии, я надеюсь, скоро выйдет сборник российских писателей, включая мои вещи, и, может быть, роман "Шатуны".

- Вот и в "Плейбое" вы регулярный автор.

- Причем как в российском, так и в немецком. На Западе все идет вроде нормально. Единственно, что меня волнует (и это, пожалуй, уже общее место), что в России нет пока мощной, великой литературной критики. Причем я уверен, что талантливые люди в этой сфере есть. Нет мощного движения, которое могло бы объединить группу таких критиков, которые могли бы интерпретировать и осмыслить все, что происходит сейчас на этом невероятном переломе.

- В вашей прозе все смещено порой до патологии..

- Ну, патология - не совсем то слово. Бывает такая ошибка (я не имею в виду, конечно, вас, ваше поколение - скорее старых, советских критиков), когда мою прозу воспринимают буквально как реалистическую прозу, что это клевета на человечество и т.д. Мои вещи - это метафорическое описание земного ада, духовных бедствий, скрытых, необычных сторон человеческой души. Когда вы читаете так называемые сказки, вы же не спрашиваете, откуда взялся Кощей Бессмертный?

Мои герои - это метафорические личности. Но они живут здесь, и вся их жизнь основана на реалиях. Я использовал не жанр мифа, а жанр обычной, традиционной прозы, но в реалии этой прозы я вместил эту метафорическую ткань. Это вызывало ярость, неприятие, недоумение у людей прежнего поколения. Они не понимали, что это фактически новый жанр, который я назвал метафизическим реализмом, когда в форме традиционного реалистического рассказа в ткань его входит метафорическое, метафизическое, символическое. Получается синтез. Персонажи, с одной стороны, обыденны; с другой - они герои неких онтологических мифов.

- И переживания, которые они вызывали когда-то.

- Да, вместе с тем они соединяются с необычными, скрытыми частями человеческой души. Все-таки, как многие читатели отмечают, несмотря на некоторую мрачность моих вещей, возникает катарсис, связанный с одним из последних "слоев" моих рассказов и романов. Все мои герои - эти люди, существа, очень любят бытие. Их страх перед смертью возникает как ряд, как реакция, как желание бессмертия. Они глубочайшим образом привязаны к бытию и, в общем, к идее бессмертия. Потому что если нет идеи бесконечного, то смерти нечего бояться. При встрече с некоторыми молодыми людьми я видел, и они мне откровенно говорили, что смерть для них вообще не проблема: каждый день мы ложимся спать и когда-нибудь не проснемся... Я почувствовал, почему это возникает - потому что нет идеи бесконечного. Свою жизнь они воспринимают настолько в конечных терминах, что она их не поражает. Так что мои герои - некоторые из них, во всяком случае, монстры только по видимости. Во-первых, это люди, любящие бытие и жаждущие бессмертия, во-вторых, они вошли в некую запретную зону. Они хотят понять то, что людям недоступно.

- У вас есть и эмигрантские рассказы. Где, скажем, нью-йоркский бомж оказывается на краю той же бездны, что и московский...

- Мои вещи носят универсальный характер. И тот, кто прочтет мои американские рассказы, увидит немножко другую ситуацию - может быть, даже более мрачную. Но, как я уже говорил, на каком-то последнем уровне все равно виден свет. Найти его - это задача читателя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
545
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
616
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
513
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
611

Другие новости