0
1131

20.06.2002 00:00:00

Хроника кризисов

Тэги: Ильницкий


Андрей Ильницкий. Книгоиздание современной России. - М.: Вагриус, 2002, 80 с.

Работа одного из создателей и руководителей издательств "АСТ", "АСТ-пресс", "Аграф", многолетнего редактора и топ-менеджера "Вагриуса", разбита на три части. В первой анализируется формирование современного российского издательского рынка в постсоветский период - и до наших дней, вплоть до краткосрочного (неутешительного!) прогноза на 2002-2003 годы, сулящего издателям, по Ильницкому, огромные "неликвиды" к концу текущего года - от 250 до 300 миллионов долларов в денежном исчислении, или около 100-150 миллионов экземпляров книг, или около 15-16 тысяч наименований. Во второй части Андрей Михайлович на том же фоне углубляется в "некоторые культурологические аспекты книгоиздания", прослеживая сначала период засилья переводной литературы, далее - "вала", выражающегося, во-первых, в выпуске многочисленных и разноплановых серий, призванных эмпирически нащупать читательский спрос и устремиться в деньгоносные ниши рынка, и, во-вторых, в создании авторов-брэндов, и наконец - период, названный "время проектов", каковое время образовалось после дефолта 1998 года.

Третья и самая краткая часть книги - "Новые технологии. Интернет. Электронное книгоиздание". Резюме: нам это не грозит, прибылей не приносит и принесет не скоро.

Что же сейчас? Несколько цитат. "Книгоиздательский бизнес исчерпывает резервы саморазвития". "Налицо тенденция к формированию картельной модели книжного бизнеса, к поглощению мелких издательств более крупными". "ЦБК проводят картельную политику". "В 2002 году рублевые цены на книги продолжают расти, а спрос на них - нет". "...Вся книгоиздающая отрасль будет поделена между несколькими крупными корпорациями. За десятилетием революционных и демократических реформ отрасли может наступить застой и упадок".

Но главный вывод Ильницкого состоит в том, что издательское дело в России существует от кризиса к кризису. Сейчас мы переживаем очередной, и, возможно, самый тяжелый - ибо грозит он не очистительным катарсисом, но, как уже сказано, застоем. И подкреплен "стараниями" государства по "поддержке" бизнеса, выражающимся в отмене всех льгот (благодаря которым во многом был пережит кризис 1994-1995 гг. и смягчился кризис 1998-го).

А ведь, помните, занималась-то заря новой эры более чем бойко. Как известно, крупнейшие сегодняшние издательства и издательские группы начинались на рубеже 1990-х с продажи и перепродажи книжного дефицита. С одного-двух человек. С лотка, с ларька. Затем начались первые, пиратские перепечатки западных авторов - вроде брошюрок Дейла Карнеги или детективов, приносивших баснословные прибыли. С накоплением капитала кто-то пустил его на свои издательские проекты - и замкнулся в них, кто-то ушел в другой бизнес, кто-то пропил, кое-кто продолжал заниматься исключительно книготорговлей, но умнее всех поступали те игроки, кто сумел создать собственные издательскую, складскую и полиграфическую базы (последняя важна потому, что сами директора типографий, ошалевшие от "нала", вовсе не стремились вкладывать его в поддержание полиграфбазы - да, в общем-то, и не могли), кто построил свои сети распространения по всей стране и ближнему зарубежью, да еще и влил часть капитала в какие-либо сторонние бизнесы: от ресторанного до медийного. Они-то уже сегодня и составляют те "картели", о которых много пишет Ильницкий. И он прав.

Рынок уже практически монополизирован. Но если не будет издательств малых и средних, которые и есть настоящая лаборатория издательского эксперимента, то в конце концов заглохнут и скукожатся даже монстры из монстров. Поскольку читателю - чтобы там ни говорили - всегда подавай чего-нибудь новенького. Как быть? Нет ответа. Ни у Ильницкого, ни у меня. Впрочем, работу эту можно было бы давать в качестве неплохой вводной лекции по практике издательского дела в России. Может, прочитав это, кто-то все-таки рискнет попытать счастья на ниве нового Гутенберга? Пусть только сначала ознакомится с многочисленными таблицами, составляющими приложение к брошюре. Очень отрезвляет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
529
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
596
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
493
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
592

Другие новости