0
3420
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

06.06.2022 18:48:00

Выход из Болонского процесса скажется отрицательно на приемной кампании иностранных студентов

Редеющий контингент абитуриентов

Гульнара Краснова

Вера Скоробогатова 

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Российской Академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ; Вера Игоревна Скоробогатова – кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН.

Тэги: высшее образование, болонский процесс, иностранные студенты, снг, западные санкции

Все статьи по теме "Санкционные войны"

высшее образование, болонский процесс, иностранные студенты, снг, западные санкции Фото агентства городских новостей "Москва"

Приемная компания по набору иностранных студентов в 2022 году станет беспрецедентно сложной. Санкции, прекращение авиасообщения, отключение от системы банковских переводов SWIFT, невозможность использовать некоторые социальные сети для рекламы образовательных программ и т.д. – список длинный, бессмысленно его продолжать.

В сложившихся условиях основная надежда была на абитуриентов из стран СНГ, которые традиционно составляют большую часть иностранного контингента студентов российских вузов. Но и здесь ситуация драматически изменилась в связи с заявлениями официальных лиц о выходе России из Болонского процесса.

Дело в том, что семь стран Содружества помимо России присоединились к Болонской декларации: Азербайджан (2005), Армения (2005), Казахстан (2010), Молдова (2005), Украина (2005), Беларусь (2015). В этих странах национальные системы высшего и послевузовского образования в течение короткого времени были выстроены в европейских рамках. Это нашло отражение в национальных образовательных законодательствах, а также в трудовых. Последнее, кстати, даже еще важнее.

В других странах Содружества, не вошедших в Болонский процесс, развитие высшего и послевузовского образования также находится под влиянием европейских тенденций, хотя реформы идут медленнее. Но в целом европейские реформы высшего образования уже сейчас имеют приоритетное значение в образовательной политике стран СНГ. При этом приходится констатировать отсутствие каких-либо значимых инициатив в рамках интеграционных процессов в области образования в Содружестве.

Исключением стал Сетевой университет СНГ, в который вошли 39 ведущих вузов стран Содружества из девяти стран. В основе его успешного функционирования лежали болонские принципы – признание дипломов и периодов обучения по совместным образовательным программам. Выдержит ли Сетевой университет СНГ новую реформу образования в России – большой вопрос.

В случае выхода России из Болонского процесса не только снизится число абитуриентов из стран СНГ. Вузы стран Содружества, Прибалтики станут еще и конкурентами российских вузов для студентов из стран Африки, Азии, Южной Америки, поскольку все они используют трехуровневую систему образования и болонские принципы.

К тому же увеличение длительности обучения может стать критическим фактором выбора не в пользу обучения в России еще и по экономическим соображениям. И раньше-то бакалавры и магистры в России учились на год больше, чем в европейских странах. Но увеличение длительности еще на год будет неподъемным для абитуриентов и их семей.

Здесь уместно напомнить, что Болонская система не навязывала странам-участницам длительность обучения, содержание образования, оценку знаний исключительно в виде тестирования – это мифы и заблуждения, не имеющие никаких оснований в реальности.

В советское время иностранцы обучались в Советском Союзе на четырехгодичных, пятилетних и шестилетних программах специалитета. Но обучались и содержались они полностью за счет государственного бюджета СССР в рамках политики «мягкой силы». В этом смысле длительность обучения не была таким значимым для иностранных студентов фактором.

Большому риску подвергается сложившаяся система признания иностранного образования на основе заключенных соглашений о взаимном признании. Эти соглашения основываются на признании уровней в соответствии с общепринятыми распространенными в мире названиями – бакалавр, магистр. Более 20 договоров о взаимном признании заключены в новом столетии, когда Россия присоединилась к Болонской системе. Каждое соглашение готовилось в среднем 1–2 года, а то и больше. И в нем важны каждый термин, каждое слово, потому что эти документы становятся объектами международного образовательного права.

Хочется верить, что создание новой уникальной системы образования в России не является поспешным в угоду сиюминутной политической ситуации. И в дальнейшем начнется последовательная разработка стратегии реформирования, исходя прежде всего из педагогических, а не политических на современном этапе целей обучения, которые имеют отношение к непосредственной деятельности вузов. 


Читайте также


Какой урок можно извлечь из системы «бакалавр–магистр»

Какой урок можно извлечь из системы «бакалавр–магистр»

Михаил Иоффе

Возможности и ресурсы российского высшего образования после выхода из Болонских соглашений

0
2992
Переходный кабинет Тихановской в Минске признали экстремистским

Переходный кабинет Тихановской в Минске признали экстремистским

Дмитрий Тараторин

Лидеры белорусской оппозиции заявили о поддержке "партизанского движения"

0
2950
О России в роли глобального Робин Гуда

О России в роли глобального Робин Гуда

Защита бедных и угнетенных – матрица интерпретации конфликта с Западом

0
5748
За отечественным бизнесом проследят правильные экологи

За отечественным бизнесом проследят правильные экологи

Анастасия Башкатова

Страна ищет новый баланс между экономической целесообразностью и защитой природы

0
1765

Другие новости