0
4391
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

10.09.2023 16:44:00

Дальний Восток: не инвестициями едиными

Как отсутствие стратегического целеполагания в правовой базе развития мешает развитию региона

Алим Бишенов

Об авторе: Алим Султанович Бишенов – адвокат, эксперт в области обеспечения правовой и экономической безопасности предпринимательской деятельности.

Тэги: дальний восток, экономика, инвестиции, тор


дальний восток, экономика, инвестиции, тор Фото Александра Жолобова / Фотобанк Россконграсс

Прирост инвестиций в экономику Дальнего Востока в 2022 году достиг 537 млрд руб. (+23% по сравнению с 2021-м). По прогнозам, в этом году объем инвестиций в регион может достигнуть 2,4 трлн руб. В этом году по программе «Дальневосточная концессия» (программа государственно-частного партнерства) планируется привлечь до 200 млрд руб. «Сейчас на дальневосточных территориях опережающего развития (ТОР) и в Свободном порту реализуется почти 3 тыс. новых проектов, из которых 657 уже введены», – пояснил недавно министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

Несмотря на высокий уровень инвестиций, окупаемость их пока невысока. Проблему недостаточной эффективности специальных режимов на Дальнем Востоке аудиторы Счетной палаты обозначили еще в начале 2022 года. Оказалось, что за год от преференциальных режимов Владивостока поступило более чем в 10 раз меньше прибыли, чем от калининградских, – 300 млн против 4 млрд соответственно. Причины этого среди прочего – недоработки в документах, связанных со стратегическим планированием и несогласованность работы различных институтов по развитию региона.

Несмотря на то что использование преференциальных режимов рассматривается как важный инструмент управления в отраслевых стратегиях, план реализации этих инструментов обычно не идет дальше постановки задач.

Блок государственных программ, ориентированных на приоритетное территориальное развитие, не представляет собой согласованную систему. Так, госпрограмма «Экономическое развитие и инновационная экономика», включающая приложения по приоритетным территориям, не имеет показателей, соответствующих показателям других государственных программ с территориальной направленностью.

Неопределенной остается и связь функционирования преференциальных режимов со стратегическими целями развития Российской Федерации, а также текущим социально-экономическим положением субъектов РФ и макрорегионов. Она должна быть определена в Стратегии пространственного развития России на период до 2025 года в форме перспективных экономических специализаций для каждого субъекта.

Кроме того, в госпрограмме развития Дальнего Востока не определены стратегические цели использования преференциальных режимов территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток (СПВ) для отдельных субъектов РФ. Другими словами, преференциальные режимы существуют, но почему именно такие, какие есть, насколько это согласуется с целями и задачами магистральных программ и как оценивать в связи с этим эффективность преференциальных режимов – совершенно непонятно. А если так, то получается, что они созданы или для галочки, или под конкретные частные запросы, не имеющие отношения к целям и задачам государства.

Действующие льготные налоговые режимы на территории Дальневосточного региона также не имеют закрепленной в правовых актах привязки к стратегическим целям.

Все это приводит к неэффективному использованию бюджетных средств, ресурсов и сводит на нет все возможные позитивные эффекты от учреждения ТОР и СПВ. А в конечном итоге отрицательно сказывается на экономическом и социальном развитии России в целом.

Еще одно слабое место в программах ТОР – унификация системы оценки бизнес-планов потенциальных резидентов территории опережающего социально-экономического развития. Минэкономразвития и Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики России используют различные критерии и подходы. Это создает неравные условия для потенциальных резидентов в рамках единого режима территорий опережающего социально-экономического развития.

Рейтинг субъектов РФ по результатам оценки накопленного опыта реализации проектов государственно-частного партнерства до 2022 года показывает, например, что Мурманская область по объему инвестиций по таким проектам привлекла 19 113 млн руб., тогда как Приморский край – 4432 млн руб. Во многом это произошло из-за разного состояния нормативно-институциональной среды. Согласно оценкам Минэкономразвития, в 2022 году Мурманская область по показателю ее развития занимала 8–9 места, а Приморский край – 48-е место.

Причиной разрыва в показателях во многом является то, что требования к бизнес-плану Минэкономразвития позволяют инвесторам и заинтересованным сторонам получить более четкое представление о потенциальной прибыльности проекта и оценить его риски. Что и помогает принять обоснованное решение о финансировании проекта. Кроме данных о стоимости проекта и планируемых источниках финансирования, информации о форме и условиях участия инвестора и гарантиях возврата инвестиций Минэкономразвития требует предоставить сведения о параметрах по маркетингу и сбыту товара (работы, услуги), финансовую модель инвестиционного проекта, оценку эффективности проекта и рисков его реализации.

Безусловно, для развития региона сделано многое. Однако этот процесс связан не только с привлечением инвестиций и компаний на Дальний Восток. Чтобы эти инвестиции работали, а территории развивались, нужно создать продуманную нормативно-правовую базу. При этом она должна быть не абстрактно согласованной внутри себя, а способствовать исполнению задач госпрограмм по развитию экономических и социальных условий отдельных регионов с учетом их специфики.

Пока же, к сожалению, происходящее напоминает известную басню с участием лебедя, рака и щуки. 


Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1391
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1215
Партийная квота на посты губернаторов ликвидирована

Партийная квота на посты губернаторов ликвидирована

Дарья Гармоненко

Парламентской оппозиции остается лишь тотальное участие в выборных кампаниях

0
890
Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Данила Моисеев

Энтони Блинкен призвал Украину побороть не только РФ, но и коррупцию

0
1034

Другие новости