0
154
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

16.09.2025 18:06:00

Когда полетит рейс Пусан – Санкт-Петербург

Россия может использовать стремление Южной Кореи к освоению Северного морского пути для налаживания отношений между странами

Максим Фомин

Об авторе: Максим Витальевич Фомин – ведущий научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН.

Тэги: южная корея, экономика, торговля, смп, северный морской путь


южная корея, экономика, торговля, смп, северный морской путь Фото пресс-службы ГК "Росатом"

Чтобы сейчас добраться из Санкт-Петербурга в южнокорейский город Пусан, надо потратить минимум 16,5 часа. Скептики скажут, что и раньше между крупнейшим портом Южной Кореи и его побратимом на Неве (с 2008 года) прямого авиасообщения не было. Были только рейсы из Москвы в Сеул и Пусан. Но до 2022 года и взаимоотношения стран были более чем позитивные: товарооборот между Россией и Республикой Корея в 2021 году вырос до рекордных 29,9 млрд долл. (и упал в 2024 году до 11,3 млрд). Казалось бы, есть ли сейчас основания рассчитывать на возобновление былых связей? Оказывается, есть и это – Северный морской путь (СМП). Причем не просто СМП от Карских Ворот до бухты Провидения, а Большой СМП – от Санкт-Петербурга и Мурманска до Владивостока и далее до южнокорейских портов – Пусана, Ульсана или Пхохана. Повод для размышления дали представители истеблишмента Республики Корея.

2 июня 2025 года ведущие информационные агентства сообщили, что тогда еще кандидат в президенты от Демократической партии Южной Кореи, а по результатам выборов – избранный президент страны Ли Чжэ Мен предложил превратить порты Пусан и Ульсан в «шлюзы для арктической морской торговли», а главным арктическим маршрутом был обозначен СМП.

Соответственно уже неудивительно, что в числе основных спикеров сессии X Восточного экономического форума во Владивостоке в сентябре 2025 года, посвященной коммерческому использованию СМП, был Субэом Чой – генеральный секретарь Корейской ассоциации арктического судоходства (KASA). Чой заявил, что «целый ряд государств Азии готов участвовать в перевозках грузов по СМП». По его словам, «этот путь позволяет перевозить грузы надежнее и безопаснее, в перспективе на основе СМП можно создать сеть маршрутов, когда сформируется достаточная грузовая база».

Следует отметить, что Республика Корея еще в начале 2000-х годов начала разработку арктической стратегии, в которой уже было учтено потенциальное использование СМП. И в мае 2013 года Южной Корее – вместе с Индией, КНР, Сингапуром и Японией – был присвоен статус постоянного наблюдателя Арктического совета. Тогда же началось развитие арктического сотрудничества с Россией, которое было практически полностью свернуто в 2022 году под влиянием санкционного давления и эскалации международной обстановки.

Новый глава южнокорейского Министерства океанов и рыболовства Чон Чжэ Су в июле с.г. назвал СМП одной из ключевых причин предстоящего перевода министерства в Пусан в рамках более масштабного плана по децентрализации функций, сосредоточенных в Сеуле, и созданию нового двигателя роста в портовом городе на юге страны. Это не только предполагает позиционирование Пусана как ключевого южнокорейского логистического хаба на СМП, но и «поможет крупнейшему портовому городу преодолеть спад промышленности и сокращение численности населения», – отметил Чон.

Между тем еще в июле 2024 года профессор Национального университета Инчхон Чхве Су Бом на XII Международном симпозиуме по сотрудничеству в регионе бассейна Японского моря в своем докладе отметил значительный потенциал порта Пхохан для перспективного развития СМП. Он акцентировал внимание на том, что этот порт на юго-восточном побережье Южной Кореи может стать одним из важнейших центров логистики и обеспечивать динамичное развитие и наполнение грузопотока СМП. Таким образом, еще за год до заявления избранного президента Южной Кореи Ли Чжэ Мена тема СМП и возможного сотрудничества вышла из тени санкций.

Там же, на симпозиуме, известный южнокорейский экономист Ким Чжин Хон, ранее возглавлявший офис Центробанка Республики Корея в Пхохане, предложил несколько конкретных проектов по практическому сотрудничеству с Россией. Озвученные Кимом предложения включали совместную деятельность по подготовке морских специалистов по профилю ледового мореплавания, а также дополнительное образование и переподготовку медицинского персонала для работы в Арктике и на трассе СМП.

Говоря о возможном сотрудничестве между Россией и Республикой Корея по арктической тематике и СМП – наша Северная столица лучше всего подходит на роль центра, так как имеет уникальную научную, образовательную, производственную базу и исторически является локомотивом в освоении Арктики. Безусловно, скептики могут заявить, что ближе Владивосток – также побратим Пусана (еще с 1992 года). Тем более что уже существует договоренность между Россией и Индией о стажировке моряков в полярных условиях на базе Морского университета им. адмирала Г.И. Невельского во Владивостоке.

Но только в Санкт-Петербурге работает один из крупнейших центров изучения полярных широт – Арктический и антарктический НИИ, который проводит экспедиции и осуществляет постоянное наблюдение СМП. В городе не только верфи и порты СМП, но и несколько альма-матер русских полярников: моряков (Госуниверситет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова), океанологов и метеорологов (РГГМУ), географов и биологов (СПбГУ), врачей (Первый медицинский университет им. академика И.П. Павлова).

Таким образом, в случае принципиальной договоренности между нашими странами Санкт-Петербург, с его исключительными возможностями и специальными компетенциями, может представить уникальное комплексное предложение Республике Корея в части, касающейся не только коммерческого использования СМП, но и переподготовки и стажировки кадров по различным полярным специальностям в одном городе сразу. Опыт есть – например, Горный университет, в котором иностранные студенты проходят подготовку и стажировки по различным профессиям горного дела.

Повод для обсуждения и место – предстоящий саммит АТЭС в южнокорейском городе Кенджу с 31 октября по 1 ноября с.г. Безусловно, решение об уровне представительства будет принято ближе к дате проведения форума. Но АТЭС традиционно рассматривается как площадка для переговоров по вопросам торговли, логистики и обменов. И азиатское направление остается в числе приоритетов внешней политики России. А там и до организации прямого авиарейса Санкт-Петербург – Пусан – Санкт-Петербург недалеко. 


Читайте также


Евросоюз не собирается пока вводить визовые ограничения против россиян

Евросоюз не собирается пока вводить визовые ограничения против россиян

Владимир Скосырев

Геннадий Петров

Американцы уговаривают Китай отказаться от поддержки Москвы

0
1463
Вашингтон продвигает ресурсную сделку с Киевом

Вашингтон продвигает ресурсную сделку с Киевом

Наталья Приходко

За интересы американских компаний будут платить и Украина, и Евросоюз

0
1167
Соседние с Белоруссией страны нарушают соглашения по количеству пропускаемого через границу транспорта - ГТК

Соседние с Белоруссией страны нарушают соглашения по количеству пропускаемого через границу транспорта - ГТК

0
386
Океания уплывает от Австралии

Океания уплывает от Австралии

Надежда Мельникова

Усиление влияния КНР позволяет островным государствам диктовать условия бывшим лидерам региона

0
952

Другие новости