Фото Романа Смирнова\НГ-Online
Во вторник, 9 декабря, в Москве начинает двухдневную работу Общее собрание Российской академии наук (ОС РАН). По сложившейся уже традиции зимние сессии ОС РАН делаются тематическими. Собравшимся в Большом зале Президиума РАН академикам и членам-корреспондентам в нынешнем году предложена для обсуждения такая тема: «Российская академия наук в решении проблем научно-технологического развития Российской Федерации». Более чем актуально.
Как замечал в конце 1980-х советский философ, историк и науковед Михаил Петров, «власть особенно податлива на обещания ученых создать новые технологии и оружие, обеспечить освоение новых территорий, рост военного могущества, международного влияния, финансово-экономическое процветание, разрешение социально-политических конфликтов, успокоение общества».
Вот и президент РАН Геннадий Красников как одно из академических достижений последних нескольких лет на собрании Отделения нанотехнологий и информационных технологий РАН 18 ноября отмечал то, что «в Российскую академию наук уже поступило свыше 1000 предложений от федеральных органов исполнительной власти и высокотехнологичного бизнеса – какие работы поставить, какие исследования будут востребованы». Особо президент РАН подчеркнул, что «ни одно решение, связанное с наукой, сегодня не проходит мимо Академии». Мало того, идеальная схема взаимодействия с властью может выглядеть так: когда по тем или иным исследованиям будет получен положительный результат, квалифицированные заказчики будут брать на себя обязательства по его дальнейшему внедрению.
Другой известный ученый и организатор науки, президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук на ноябрьской встрече с президентом РФ Владимиром Путиным подчеркивал значение фундаментальных научных работ и технологических прорывов 70-летней давности для современной ситуации. Речь, в частности, шла об удачном испытании ракетного комплекса «Буревестник» с ядерным двигателем. «Мы обогнали весь мир в этих технологиях еще 70 лет назад, и сегодня это позволяет нам создавать такие системы, как «Буревестник», – отметил Михаил Ковальчук.
Кстати, в связи с этим так и хочется задать вредный вопрос: получается, мы «проедаем» фундаментальный научно-технологический запас СССР? А сегодня-то что-то такого же уровня делается? Возможно, впрочем, что тема нынешней зимней сессии Общего собрания РАН и призвана дать ответ на это. И скорее всего ответ будет положительным. Делается. Вот, например…
Академик Виктор Данилов-Данильян, научный директор Института водных проблем РАН и бывший министр охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, 16 ноября выступил с предложением возобновить научное изучение проекта переброски части речного стока сибирской реки Оби в Среднюю Азию, в частности в Узбекистан. По сравнению с аналогичным советским проектом вместо рытья каналов предлагается использовать закрытую трубопроводную систему из полимерных труб. Кроме того, рассматривается возможность переброски воды из рек Печоры и Северной Двины в бассейн Волги и далее в южные регионы европейской части России, что считается перспективным для обеспечения водоснабжения этих территорий. В обосновании проекта участвуют ученые из Отделения наук о Земле РАН и другие специалисты. И эта тема не умирает, продолжает постепенно набирать вес и в Академии наук, и в СМИ.
Между тем накануне ОС РАН сообщалось, что чип российского производства «Baikal-M BE-M-1000» так и не удалось запустить в серию. Научно-исследовательский институт молекулярной электроники почти на три года просрочил освоение производства микросхем по госконтракту. Сумма неустойки оказалась сопоставимой с суммой контракта. Изделия должны были стать аналогами китайских и тайваньских решений.
События часто имеют свойство притягиваться друг к другу, группироваться. Как раз, почти день в день, исследовательский центр TrendForce News сообщает, что «Китай совершил прорыв в области чип-технологий, проложив путь для развития литографии». Научная группа из Колледжа химии и молекулярной инженерии Пекинского университета впервые применила криоэлектронную томографию для визуализации трехмерной микроструктуры. «Более глубокое понимание структуры полимеров и микроскопической динамики в жидкостях может помочь лучше контролировать дефекты и повысить производительность ключевых процессов в производстве полупроводников, включая литографию, травление и влажную очистку, при изготовлении современных микросхем».
И, разумеется, рассматривая возможности вклада академической науки в решение проблем научно-технологического развития РФ, нужно понимать, какого качества научный потенциал имеется у РАН. Пресс-служба Российского профессорского собрания сообщила, что почти половина (42%) студентов и профессоров технических вузов «что-то слышали об интеллектуальной собственности, но подробностями не владеют». А 10% респондентов не знают, что это такое.
Напомним, согласно Уставу, РАН осуществляет научно-методическое руководство и вузовской наукой. Да и качество этого руководства само по себе вызывает дискуссии. По свежим данным Росстата, в российских научных организациях резко уменьшилось количество сотрудников со степенью кандидата или доктора наук. В 2024 году их насчитывалось 89,6 тыс. человек – на 20% меньше, чем в 2015-м. Эти официальные данные коррелируют и с другой статистикой, полученной мною в частном порядке. Если в 2016 году было более 13 тыс. объявлений Высшей аттестационной комиссии о защите диссертаций, то в 2023-м – чуть более 6 тыс. Причем особенно сильное падение – по докторским диссертациям.
Кстати, по-настоящему интригующий пункт повестки дня нынешнего Общего собрания РАН – очередные выборы профессоров Российской академии наук. Как сообщает сайт РАН, документы получены от 636 кандидатов; средний конкурс – 6,6 человека на одну вакансию. Необходимые условия для кандидатов – наличие ученой степени доктора наук и возраст, не превышающий 50 лет.
Вот это уже – вопрос государственной научно-технической политики. Как оно, государство, поддерживает и развивает научную сферу. Об этом на ОС РАН, вероятно, тоже много будут говорить. А пока на II Международной научно-практической конференции «Наука для государственного управления в России» заместитель президента Академии наук, член-корреспондент РАН Владимир Иванов по этому поводу высказался вполне определенно: «Мы только в начале пути. Наука все еще недостаточно представлена в органах власти, поэтому одна из ключевых задач сегодня – формирование качественно нового кадрового резерва на перспективу».


