0
1119

18.09.2003 00:00:00

По направлению к царям

Тэги: Кузнецов, Голгофа


Виктор Кузнецов. Русская Голгофа. - СПб.: Издательский Дом "Нева", ОЛМА-Пресс, 2003, 512 с.

Неловко как-то в наши дни писать биографию святого: вроде бы должна получиться летопись, а среди монахов себя не числишь. Перетаскивать своего необычного героя в суетную мирскую биографию-монографию тоже не хочется. Потеряешь в глазах читателя при этом ореол значимости проделанного труда. Вот и получается, что святые были, есть и будут, но с жанром их "жития" большие проблемы. Не станешь же на манер болландистов из века в век издавать томами перечни их имен - вообще никто, кроме завзятых специалистов, читать не решится. Поэтому остается трудная грань, на которой и балансирует книга Виктора Кузнецова о последнем императоре русском - Николае II Александровиче. По правилам строгого Рима, канонизировать человека можно лишь за три совершенных им чуда. Причем каждый случай рассматривается особо и тщательно. В православии столь конкретно обозначенных критериев святости, кажется, нет. Старшего сына Александра III удостоили высокой чести носить над головой нимб прежде всего за мученическую смерть, а уж потом стали вспоминать, как много он на самом деле для своей страны сделал при жизни. Об этом - постоянная боль автора "Русской Голгофы", прорывающаяся прямыми выпадами в адрес современности. Ситуация-то с памятью - обычная. И Голгофа вообще для нас, русских, гора любимая. Мы очень любим ставить на ней кресты с нашими распятыми пророками. Художниками, писателями, царями┘ а потом кости Адама в тысячный раз сотрясаются в ее недрах, и идет по земле лихо и несчастье.

"Русская Голгофа" прикрылась глянцем с изображением Николая II. Но справедливее было бы поместить окрест него и тех, кто разделил с ним судьбу исхода отечественной монархии - Алисы Гессен-Дармштадтской (императрицы Александры Федоровны), великих княжон Татьяны, Анастасии и Марии, а также цесаревича Алексея. И еще - добрый десяток приближенных, включая ближайшую подругу императрицы Юлию Александровну Ден и младшую сестру Николая II Ольгу Александровну, чьи скандальные мемуары не дают покоя урапатриотическому сознанию Кузнецова. Великая княжна продиктовала их канадскому журналисту Йену Ворресу в 1960 году незадолго до смерти и была крайне скупа на похвалы державному брату, чем и провинилась.

Фактологическая канва книги удивительна: такое впечатление, что открываются какие-то шлюзы и из них сплошным потоком льются цитаты писем Александра III, его супруги Марии Федоровны, дневников Юлии Ден и самого Николая II, просто - выдержек из периодики того времени. В отсутствии фундаментальности автора упрекнуть нельзя и не нужно. "Русская Голгофа" - добротная литература факта. Странное такое жанровое образование. Николай Зенькович, постоянный автор этой серии "ОЛМЫ", определяет его как художественную обработку имеющегося (например, архивного) материала. Вот и Кузнецов "обрабатывает", попутно не забывая метать камешки в огород пролимоновской словесности, почему-то увязывая "подростков савенко" с членами краснопартизанского движения и другими "последователями екатеринбургских палачей". Злободневность, конечно, вещь хорошая, но ее не должно быть много. "Пиетические" книги всегда грешат преувеличениями и всякими смещениями смыслов во имя достижения пущих эффектов. Но нужно определяться: либо - про святого и тогда без злобы (потому что прощение - главный дар и возможно чудо того, кто призван церковью на вечное служение), либо про тех, кто его мучил. Но это уже отдельная литература, о ней не здесь.

Интересная черта кузнецовского повествования и в том, что оно строится по принципу повторения. То есть с самой первой страницы мы уже знаем о страшном конце монаршей четы, но все время отступаем вслед за автором в дни молодого счастья супругов - катаний на лодках и собирания луговых цветов. Эпохи в "Русской Голгофе" существуют параллельно и одновременно, отчего апокалиптический градус авторской мысли неизменно растет.

И вот к концу рецензии я поняла, почему книга смущает: она стыдит нас всех. Будто каждый убил Николая II лично. И, сидя в старинном гатчинском кресле последнего императора - так уж сложилась судьба, что оно теперь у моего письменного стола, - я не спокойна. И чувствую ветры Его Голгофы на своем лице.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
817
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
956
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
473
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
322

Другие новости