0
1297

15.03.2007 00:00:00

Оплачь, оплачь...

Тэги: хализева, театр в русской поэзии


Театр в русской поэзии: В 2 т./ Авт.-сос. М.Хализева/ Предисловие и послесловие В.Гаевского. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 2007. – Т.1 – 496 с., Т.2 – 480 с.

На первый взгляд, странное такое «выделение» – театр в русской поэзии. Памятуя «вечную истину» Козьмы Пруткова, полагавшего специалиста подобным флюсу, начинаешь думать, что такой выбор, вероятно, подразумевает просеивание стихов великих и прочих поэтов на предмет наличия или отсутствия в них упоминания сцены, кулис, актеров, премьер и пьес. И чему это все способствует? Расширению нашего знания театра или же, напротив, случайного, ничем другим не объяснимого выбора-ограничения творчества поэта?

Но одновременно приходят в голову и иные аргументы. Что такая книга, в общем, укладывается в нынешнюю традицию с вниманием относиться к разного рода каталогам и энциклопедиям. Что, в общем, имеется и традиция такого, если угодно, специального отношения к поэзии – в свое время выходили книги о революции в русской поэзии, «1812 год в русской поэзии», лет пять-шесть тому назад вышел том, посвященный живописи в стихах русских поэтов. А главное, конечно, то, что книга получилась чрезвычайно любопытная – увлекательное чтение, состоящее не из одних стихов, знаменитых, но большей частью – почти неизвестных.

Составитель двухтомника и автор сопроводительных заметок, Мария Хализева, сумела сделать так, что книга, ею собранная, – сама по себе спектакль, а поэты в этом сборнике как бы пишут не то что альтернативную историю театра (наряду со Всеволодским-Гернгроссом, Асеевым, Варнеке), но как бы параллельную, в виде соответствующих поэтических маргиналий. Так что вышло нечто вроде поэтических комментариев, маргиналий на полях высокой и великой истории русского театра. «Равноправия» между поэзией и театром, о чем пишет и составитель, соблюсти, конечно, не удалось, впрочем, в самом названии книги театр совершенно справедливо выдвинут на первые роли. Говоря об участии театра в судьбе того или другого поэта и поэта – в театральной жизни своего времени, автор одновременно прослеживает и меняющиеся со временем отношения поэта (когда-то – Поэта! Едва ли не Зевса-вседержителя!..) и сцены, путь от властителя дум к комментатору буден. Пожалуй, наиболее интересны (прежде всего – в силу их неизвестности) стихи авторов второго, третьего и следующих рядов, не Пушкина, чьи строфы, посвященные Истоминой, известны всякому более или менее образованному человеку, а актера Александринского театра, а также поэта и драматурга Гавриила Жулёва. Или – журналиста и поэта, автора «Москвитянина» Бориса Алмазова, чьи заметки «Московский театр в 1863 году» многое, между прочим, добавляют к нашим беглым знаниям о театре того времени.

Тут, пожалуй, самое интересное – в восстановлении контекста, в котором и Пушкин, и Барков, и Мятлев, и Ленский адресовались примерно к одному кругу зрителей и читателей и, уже вне зависимости от художественных величин и амбиций, становились участниками в той или иной мере общих разговоров, споров, в том числе и о театре. В другом веке – во втором томе хрестоматии – «Классический балет...» Иосифа Бродского существенно дополняется его же, Бродского, дарственной надписью, тому же Барышникову, на изданной «Ардисом» книжке «Конец Прекрасной эпохи». А как важно появление в страницах, посвященному Бродскому, «полуанонимного» стихотворения «Проходя мимо театра Акимова...»!

Театральный быт вновь сопрягается с театральным бытием (как важны они, выясняется в нераздельности!), и, вопреки Салтыкову-Щедрину, новая информация про севрюжину с хреном неожиданным образом дополняет наше до того неполное знание о конституции, да и о русском либерализме в целом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
231
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
249
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
166
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
100

Другие новости