0
1387
Газета Проза, периодика Интернет-версия

01.08.2002 00:00:00

9 секунд настоящего времени

Тэги: токмаков, барнаул


- Я вижу, у тебя очень много книг, среди которых попадаются совершенно уникальные. Русский Кавафис, например, двадцатилетней давности. Откуда в провинции книги?

- Ну, во-первых, в Барнауле есть книжные развалы, а во-вторых, на Алтае тусуется много людей, которые часто останавливаются у меня на пути из Европы в Азию, из Центральной России в Горный Алтай. Они-то и привозят книги.

- И что же они ищут в Горном?

- Горный Алтай - пространство мифическое, сюда едут искатели Шамбалы, Беловодья, много разного люду. Началось это давно, в семидесятых, когда первые российские хиппи, открыв для себя Рериха и Блаватскую, рванули сюда в поисках земли обетованной. В Индию их ведь не пускали - а тут под боком. Так Алтай и появился на культурной карте России. Один старый хиппарь мне рассказывал, что до массового паломничества на Алтай и траву-то толком никто не курил. А тут - сколько угодно. Таким образом...

- ...книги и попадали к тебе на полку. Хорошо. Я знаю, что в издательстве "Амфора" выходит твой первый роман "Детдом для престарелых убийц", который ранее был напечатан в Барнауле мизерным тиражом. Как они на тебя вышли?

- Главную роль сыграл отклик на книгу в вашей газете и публикация фрагментов романа в журнале "Новая Юность". После чего Фонд Сергея Филатова пригласил меня на первый съезд молодых писателей России, куда я приехал с двумя чемоданами: книг и водки "Алтай". Все разошлось по рукам и желудкам. А через две недели мне по почте пришло предложение от "Амфоры", от Назарова. Ближе к зиме я подписал контракт в Питере. Во время переговоров опять-таки фигурировал журнал "Новая Юность".

- О чем писать автору в провинции?

- Главная ошибка всех провинциальных авторов в том, что они хотят писать о том, чего не знают. Они мудрят, фантазируют, отправляют героев туда, где сами никогда не были. Все это выглядит беспомощно и бездарно. На мой взгляд, сейчас, после десяти лет безвременья, наступает эпоха провинции. В Центре хотят знать, как живут люди в провинции. Что едят, пьют и курят, о чем думают, на каком языке говорят, чем вообще занимаются. Поэтому писать нужно только о том, что хорошо знаешь. О людях, которые вокруг тебя, об их историях. Ведь "Леди Макбет" может появиться в любом городе - и все зависит только от твоих способностей ее заметить.

Писать нужно о том, что тебя окружает.

- Но реальность надо преобразовывать. Вздрючивать, так сказать. Как ты это сделал?

- Из сырого материала я пытался вытащить тип нового провинциального человека наших дней. Провинциал - он ведь другой. Он говорит, смотрит, мыслит, одевается, ходит даже по-другому. И этот тип не освоен. В советское время из него пытались сделать героя. А он не хочет быть героем. Шукшин наш, с Алтая, писал о здешних чудиках - но эти типы были очень литературными. Поезжай в Сростки - ни одного персонажа Шукшина там как не было, так и нет.

- Но ведь и ты создаешь миф?

- Я пытаюсь создать миф маленького городка, который затерян в центре материка, где живут странные, ни на кого не похожие люди, которые часто дальше Урала не бывали. У них своя психология, свое, лоскутное, знание, сформированное из обрывков и отрывков. Кто-то говорит, что они ущербны. Я думаю, что они - другие.

- Меж тем в городе встречаются надписи "Барнаул - столица мира". Как это состыковать?

- Барнаул - самый типичный, самый губернский, самый захолустный, самый провинциальный из провинциальных городов нашего времени. Когда я уезжаю из города, я не могу вспомнить, как он выглядит, представляешь? Как будто его вообще нет. Но именно тем он мне и интересен. Что касается "столицы", то с помощь таких мифов люди держатся за жизнь. В этом проявляется их инстинкт самосохранения.

- Как объяснить то, что в одном месте родились такие разные люди, как Шукшин и метаметафористы Иван Жданов и Александр Еременко?

- Трудно сказать. Не знаю. Аномалия, блин. Но литературные пристрастия в городе действительно строго поделены между приверженцами одного и сторонниками других.

- Что ты скажешь о пребывании на Алтае Лимонова?

- Тоже аномалия - почему его сюда тянуло? И почему службы не повязали его в столице, а поперлись за ним сюда, в глухомань?

- А как же миф об оружии?

- Где ты видел здесь оружие? Откуда оно здесь? Это же нищий край! Никакие караваны с оружием здесь не ходят, это очередная выдумка.

- Но зачем-то он сюда полез?

- Я думаю, просто от безысходности. Он и производил-то впечатление уставшего человека, тема жизни которого исчерпана. Ну представь - шестидесятилетний мужик, абсолютно затраханный жизнью. Вокруг мальчишки-"соратники", с которыми неизвестно что делать. На хвосте чекисты. Ясно, что он будет идти до конца, но также ясно, что он загнал себя в тупик. Хотел купить дом в Майме, спрятаться от всех, от себя в первую очередь, забиться в самый глухой угол России, на Алтай. Я уверен, что еще лет пять или шесть - и он стал бы здесь этаким старцем Зосимой с трубкой на алтайской завалинке. Но вот не успел.

- Ты работаешь журналистом в ежедневной газете. Как писателю тебе это мешает? Помогает?

- Корки журналиста открывают двери, которые для простых смертных навсегда закрыты. Так что в плане сбора информации - все и вся идет через тебя. Но вот потом! Потом, когда надо садиться за текст, начинаются проблемы: журналиста в себе надо выдавливать.

- Вот ты говорил о "правде жизни" - а меж тем действие твоего романа происходит в приморском городке. Что так?

- А так, что наш регион входит в "красный пояс". То есть Барнаул из тех городов, где голосуют за коммунистов. Здесь нет прямой цензуры, просто нравы довольно ортодоксальные. Представь, тут есть комитет по нравственности - при администрации края. И они так ненавязчиво "рекомендуют": этот журнал не желателен, а эту книгу, наоборот, полезно читать. И я просто решил обезопасить себя переносом действия в другие места. Мне ж с ними тут еще жить и работать!

- У тебя, я знаю, почти готов второй роман. О чем - схематично?

- Если схематично, то суть в следующем. Молодой человек возвращается из армии в родной городок. На дворе - начало девяностых, смутное время. Он идет в бизнес, богатеет, потом разоряется, доходит до точки и собирается кончать с собой в привокзальном сортире. Но в последний момент его спасает некий тип, который предлагает работу - отыскать какую-то серебряную фляжку. И герой едет по странам и континентам в поисках неведомой фляжки. Следы этой фляги приводят его обратно, в Горный Алтай, где она валяется в запасниках районного музея. И тут до него доходит, что эта фляжка... Ну, в общем, как ты знаешь, по легенде чаша Грааля может попасть в руки только непосвященному, то есть, по-нашему, абсолютному лоху. Что и получается.

- Есть ли название у твоего нового "Парсифаля"?

- Пока только рабочее: "Настоящее длится девять секунд". Ученые выяснили, что человек может воспринимать настоящее только на протяжении девяти секунд. Все остальное - прошлое или будущее.

- Тогда поехали...

- Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять... Будущее!

Барнаул-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
370
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
267
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2048
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1574

Другие новости