0
1080
Газета Проза, периодика Интернет-версия

07.08.2003 00:00:00

Горячая картошка от Милорада Павича, или

Тэги: Павич, кровать


Милорад Павич. Кровать для троих: Пьесы, рассказы/ Пер. с серб. Л.Савельевой, Н.Вагаповой. - СПб.: Азбука-классика, 2003, 288 с.

В рассказе Брэдбери восьмидесятилетний герой, оставшийся один на Марсе, разговаривает по телефону с собой двадцатилетним: когда все легионеры, кроме него, покинули планету, он от нечего делать записал на пленку тысячи слов и фраз и запрограммировал, чтобы телефон зазвонил через шестьдесят лет и голос из прошлого был готов отреагировать на любую реплику. Человеку необходимо общение, а по мере увеличения скорости передачи информации такая потребность только увеличивается. Это понял Милорад Павич, сербский прозаик и поэт, утверждающий, что современному темпу жизни идеально отвечает так называемая нелинейная проза. Произведения Павича нелинейны и, главное, интерактивны. Это свободный диалог между автором и читателем. Через шестьдесят лет читатель, взявший в руки книгу Павича, будет вынужден не просто следить за ходом мысли человека из прошлого, но вступить с ним (к тому времени уже классиком) в беседу. "Как будто вы бросаете горячую картофелину, и пусть тот, кто ее поймает, сам думает, что с ней делать", - объясняет Павич в интервью, данном Екатерине Садур для журнала "Voyage" (2002, март) и помещенном в конце книги.

Основное содержание - пьесы. "Кровать для троих", "Стеклянная улитка", а также поставленная во МХАТе "Вечность и еще один день". В том же интервью Павич говорит, что современный писатель должен отдавать читателю больше функций, чем это делали классики. Это правило работает у Павича не только в прозе, но и в драме: зрители непосредственно вовлечены в действие спектакля; при этом зрители и читатели для автора не равнозначны. Например, в "Кровати для троих" зрители делятся на две части (мужскую и женскую), и спектакль для одной половины собравшихся начинается позже, чем для другой, в то время как читатель может прочитать все с самого начала. Для читателя воображаемые зрители становятся действующими лицами пьесы.

Однако в пьесах Павича по сравнению с пьесами более или менее "классическими" меняются не только функции зрителей - режиссер (а также сценограф, постановщик музыки и света) рассматривается автором как отдельный от зрителя и читателя адресат. Каждая пьеса начинается с комментариев, продолжающихся и в авторских ремарках, и носят они столь наставительный и не терпящий возражений тон, что порой становится непонятно, где же режиссеру можно проявить самостоятельность. За справками по постановке обряда (нужен по ходу одной из пьес) автор отсылает режиссера к своей же книге "История сербской литературы периода барокко" (с указанием выходных данных и нужных страниц!).

Немолодой человек (74 года), Павич стремится быть в литературе современным. Но достигает он этого не открытым перфомансом (хотя перфоманс, по-моему, ему и не чужд), а вполне изящным обращением к мифологии. Так, в пьесе "Кровать для троих", скромно обозначенной как "краткая история человечества", действующие лица - Адам, Ева, Лилит, демон и ангел, участвующие в "интерактивном показе моделей одежды с пением и стрельбой". Самые распространенные проблемы современности - вплоть до выступлений против ношения шуб из натурального меха - вытекают из темы первородного греха┘ Кажется, читая пьесы Павича, можно если не выиграть у зрителя, то по крайней мере получить столько же удовольствия. Благодаря усердию автора в продумывании деталей постановки читатель при наличии хоть сколько-нибудь развитого воображения сможет поставить целый спектакль у себя в голове, оторваться от "просмотра" коего будет нелегко.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
549
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
677
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
202
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
757

Другие новости