0
1053
Газета Проза, периодика Интернет-версия

20.05.2004 00:00:00

Стихия догадки

Тэги: Аркатова, стихи


Анна Аркатова. Внешние данные. Вторая книга стихов. Предисл. И.Волгина. - М.; СПб.: Летний сад, 2003, 60 с.

Название второй книжки стихов Анны Аркатовой хитрое! Первая - "Бес равновесия", - проскользнувшая на уровне автоцитаты в одно из представленных здесь стихотворений, играла и напрягалась внутри собственного имени, но далеко не уводила. А "Внешние данные"┘ Дело в том, что можно совсем не так подумать - прямолинейно и, точно обложку журнала пробегая взглядом, неглубоко. Мол, автор репрезентует себя, очерчивает свой абрис и таким образом обналичивает тайную онтологию. Однако ж все иначе. "Внешние данные" - это не изломы лирического лица, а то, что приносит в лабораторию художника разведка памяти, подстегнутой некоей мимолетной ассоциацией вроде отражения в стекле городской витрины или тяжести привычной одежды┘ Внешние данные - того мира, что обстал поэта и ломится в его слово. И собрать все это пахнущее, движущееся, горчащее и отдающее колючими свитерами и хлопчатобумажными футболками время-пространство в единый пейзаж - лирическая попытка Аркатовой.

Трудно сделать книгу стихотворений книгой именной - со своей имманентной романной философией (о первых ахматовских сборниках Осип Мандельштам говорил как об инвариантах прозаического жанра конца XIX века). Трудно - потому что нужно "сопрягать", перефразируя толстовского героя, одну экзистенциальную проблему со множеством ее решений в частных случаях судьбы. Аркатовой хочется рассказать про то, как Женщина на пороге зрелости обладает знанием о жизни во всей его полноте. Как она легко, узнав спасительный секрет иронии, проворачивает перед мысленным взором кубик Рубика подвигов и ошибок юности, составляя те цветовые комбинации, что нужны в данный конкретный момент┘ Аркатова излагает истории. Ее стихи крайне повествовательны и картинны. Бродишь по ним и можешь какое-нибудь слово облюбовать отдельно. Схоласт летучий не закрался в ее сюжеты: все - плоть.

Говорят, что нужно нам стремиться к разным неожиданным рифмам. У Аркатовой в этом направлении множество удач: "Не женская, скажу тебе, работа - / Разглядывать часами фрески Джотто,/ Зрачок на резкость тщетно наводя┘" И это не надрывный эксперимент совершенствования техники. Это потребность самих предметов "созвучать" друг с другом.

При всей, казалось бы, биографичности стихи все равно хранят автора от обнажения. В то время как в посюсторонней действительности он уж взрослый литературный муж (жена)┘ Поражает ловкость Аркатовой, с которой она вытягивается в шпагат метафоры. Так, целое стихотворение иной раз держится на нем: "Он знает, как сорокопалым зверем/ удерживают сомкнутые двери,/ один изгиб другому доверяя/ и скважины отважно запирая/ настоянным в веках тяжелым воском┘" Иносказание первой физической любви. Удивительный танец вокруг мира!

Есть у Аркатовой на фоне традиционалистских размеров и то, что - "пост". Постепенно приживающийся в нашей просодии "текст" - форма провокационная и рискованная. "Волосы Вероники" - рассказ о девочке, изгнанной коллективом средних одноклассников за свою на них непохожесть. "Волосы у Вероники были просто ненормальные. Такие встречались только в эпоху раннего христианства, видимо". Текст ютится в неудобно сброшюрованном томике ровно посредине. Поэтому догадываешься об особом, придаваемом ему значении. В чем оно? Заявка Аркатовой на новую поэтику? Возможно. А скорее - признание в протеическом даре быть свободной и разной.

За явным житейским планом "историй" Аркатовой кроется сумма не здесь, не в искристом вине лирики уместных знаний культуры. Они вкраплены в ткань высказывания символами. Ведь те же самые "Волосы Вероники" (лат. Coma Berenices) - это созвездие Северного полушария. Скопление звезд, вроде Магеллановых Облаков, которое сейчас ночами как раз можно видеть на небе. И когда Аркатова сводит в одну точку ребенка, раннее христианство и астрономию, тут и понимаешь метафизику творчества. Вот где происходит расширение частного бытия человека до Всеобщего разбора причин и следствий! Таких "фокусов" на все "Внешние данные" немного. Но тем они и ценны┘. А вообще любопытно посмотреть на трансформацию манеры поэта - каким членом вселенной он найдет себя спустя время. Пока - разведчик, оплетенный слухами и систематизирующий их энергией собственного "я", собиратель внешних данных во имя внутренних объяснений - все на вес догадки. А в ней, в догадке, и есть правда.

Аркатова сводит в одну точку ребенка, раннее христианство и астрономию - такова метафизика творчества.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
1310
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
859
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
1227
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
807

Другие новости