0
1071
Газета Проза, периодика Интернет-версия

09.12.2004 00:00:00

Липскеров играет в наперстки

Тэги: Липскеров, осень


Дмитрий Липскеров. Осени не будет никогда: Роман. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004, 352 с.

Еще до выхода книги я слышал следующую историю ее создания.

В один из осенних дней солнце светило особенно ярко. Писатель Дмитрий Липскеров направился за водкой в ближайший продуктовый магазин. Дорогой он с удовольствием цеплял груды осенних листьев своими туфлями и радушно оглядывался по сторонам. С одной из лавок Липскерову улыбнулся незнакомый, но дружелюбный с виду мужчина. У писателя было чудесное настроение - они пошли за водкой вместе, с тем чтобы потом выпить ее у гостеприимного Липскерова дома. Так все и случилось. Незнакомец оказался то ли морским пехотинцем, то ли сержантом милиции. Долго рассказывал о себе, а после очередной бутылки - вспылил. Накинулся на интеллигентного прозаика с кулаками... Погожий денек потерял свое очарование. Кленовые листья - раздражали. После выхода из больницы Липскеров сел за новый роман...

История, конечно, дурацкая. Но само ее наличие говорит о многом. Сплетнями обрастают если и не хорошие, то обязательно заметные книги.

В "Осени не будет никогда" Липскеров наконец стал Липскеровым. Во всяком случае - пытается нас убедить в этом. Мол, все, что выходило у него до этого, - лишь проверка отдельных элементов, отработка сценариев, заточка цветных карандашей, хлопоты у чертежей, талантливые, но небрежные эскизы. Больше десяти лет прозаик настраивал механизм своего авторского романа. Для подготовки этой книги он даже удвоил срок написания - до этого Липскеров придерживался плана "год работы - готовый роман". И вот выкатил из ворот своей лаборатории - радуйтесь, православные. Разумеется, в роман-машину хочется тыкать пальцем. Не стоит. Ткнешь - и развалится.

Липскеров - прозаик-наперсточник. До этого он прятал шарик под одним из трех стаканчиков и передвигал их медленно и учтиво - понимал невнимательность читателя. Так это было в "Сорок лет Чанжоэ". Каждый наперсток - сюжетная линяя. Линии менялись, сюжет продвигался - за этим можно было следить. Самые прозорливые даже угадывали, под каким стаканчиком в конце окажется шарик. В последнем (уже предпоследнем) романе "Русское стаккато - британской матери" Липскеров ускорил темп. Его руки изменяли местоположение наперстков, а сам аферист-рассказчик отвлекал внимание читателя обманными репликами-зарисовками. Сюжет петлял, плутал в эпохах, туманил глаза. Но кто-то еще называл положение шарика в итоге. Уже почти наугад...

В "Осени не будет никогда" автор увеличил число наперстков в несколько раз. Следить за его действиями стало почти невозможно. Зрителю остается только разводить руками и получать удовольствие (если это, конечно, можно назвать удовольствием) от самого процесса игры в роман-лохотрон...

"Рабочих" героев в романе - почти полсотни. Липскеров выверил каждый шаг в их истории. Люди превращаются в крыс. Крысы становятся людьми. Осенние листья оказываются банковскими чеками... Автор развлекает нас буднями силовых структур, зовет на секретные полигоны по тренировке животных-саперов, делится взаимосвязью алкоголя в неумеренных количествах и шедевров мирового изобразительного искусства. Козыряет своей фирменной эксцентрикой: "-Рыжий, рыжий! - дразнили Андрюшу в малом возрасте. - Конопатый, убил дедушку лопатой! - Это не я убил! - сопротивлялся Слизкин. - Это - мама с папой!.."

Главная история в романе, безусловно, история любви. Об этом кричат предисловия. На нее намекает рассказчик каждым своим предложением.

Любовь "заходит" на страницы трижды. Всякий раз при встрече с ней читатель замирает. Первый раз он уверен, что психотерапевт Сашенька, миниатюрная и красивая, полюбила недалекого рядового милиции Душко. Но мимо! "Он меня возбуждает тем, что подтягивается по двести раз!" - и надежды развеяны. Второй раз внимание захватывает единение двух крыс-гигантов, и читатель вновь чуть не плачет от этой трогательной love-story. Липскеров опять дает холостой залп: "Буду называть его Билл Коровкин, решила. Все-таки он мой первый мужчина!.. В груди потеплело... Тем временем первый мужчина крысы Мятниковой догрыз кусок арматуры и сказал: - Поворачивайся задом!"...

И только в третьей попытке, когда, казалось бы, уже не на что надеяться, а роман подходит к концу, писатель, наконец, раскрывает свои планы - опрокидывает набок все наперстки...

Обманул? Обманул. А вы что, хотели обыграть наперсточника? Радуйтесь, что только на бумаге!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
811
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
710
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
830
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
566

Другие новости