0
925
Газета Проза, периодика Интернет-версия

16.06.2005 00:00:00

Хаос и Апокалипсис

Тэги: Эриксон, Явилось в полночь море


Стив Эриксон. Явилось в полночь море/ Пер. с англ. М.Кононова. - М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2004, 352 с. (Магический реализм).

С середины 1980-х, когда о Стиве Эриксоне говорили как о "подающем надежды молодом писателе", и до настоящего момента - то есть за без малого двадцать лет, вместивших несколько романов и обширную эссеистику, - за ним прочно закрепилась репутация, если воспользоваться его же определением, "апокалиптолога". Эта не самая оригинальная тематика так или иначе фигурирует во всех его романах. "Явилось в полночь море" - не исключение.

Сюжет построен настолько неравномерно, что возникает искушение усомниться, есть ли он вообще. Как будто сюжетные линии изобразили графически, в виде переплетенного клубка, а потом половину стерли и перетасовали все фрагменты. Если вооружиться карандашом и, как рекомендовал Набоков, нарисовать схему событий и взаимоотношений персонажей, то мы получим примерно следующее. 17-летняя американка Кристин живет в Токио и служит в "отеле воспоминаний" - публичном доме, где торгуют памятью, а не телом. Рассказ разворачивается из ее воспоминания, но постепенно расширяется за его пределы, охватывая события, о которых Кристин не может знать и которые расфокусируют ее повествование: она перестает быть центром сюжета и становится одним из его полюсов. Рассказ растекается во времени (от 999 до 1999 года) и в пространстве (Япония, Америка, Франция, Испания).

Если мы, руководствуясь привычной нам логикой, будем читать "Явилось в полночь море" как философский роман, то центральной проблемой мы неизбежно назовем противопоставление хаоса смыслу. Постмодернистский ракурс. Но для постмодерниста хаос никак не может быть Апокалипсисом: поскольку все координаты, в том числе этические, в постмодернизме относительны, то и хаос не может быть со знаком плюс или со знаком минус, это некая среда обитания, вольная игра значений. Для Эриксона хаос - Апокалипсис. Трактуя его в таких узнаваемых для западной культуры категориях, он тем самым добровольно принимает некоторые оценочные стандарты: Апокалипсис - по определению зло. Но Эриксон поворачивает систему координат под таким углом, что зло, оставаясь злом, в то же время утрачивает свою бесспорность: да, зло, но насколько объективно суждение о чем-то как о зле? Апокалипсис у Эриксона - это торжество полной анархии, дискредитирующее не только смысл, но и самое понятие бессмысленности. "В его сердце, где раньше был один лишь хаос, взрывается бомба любви". И даже это - не ответ на вопрос, не точка. У Эриксона Апокалипсисов бесчисленное множество. В истории, по хронологии Эриксона, их уже было несколько: в 999 году в Бретани, в 1968 - в Париже, в 1999 - в Калифорнии. У Эриксона нет одного Апокалипсиса на всех, у каждого из персонажей романа он свой.

Один из центральных персонажей, Жилец, выстраивает теорию, согласно которой конец света произошел в 1968 году в Париже, во время студенческих волнений; на апокалиптическом календаре он фиксирует эту дату как точку отсчета, за которой - не в линейной последовательности, а, в полном соответствии с беззаконием хаоса, вразнобой - следуют даты событий, отмеченных тем же клеймом бессмысленности. Естественно, из суммы бессмысленностей смысл не складывается. Апокалиптическая карта воспринимается не как стройная теория, а как порождение больной психики или просто фантазии одного из героев. Точно так же другой персонаж вычерчивает бесчисленное количество карт, с топографической точностью прояснивших бы ему реальность, и с каждой картой все больше запутывается, все больше теряет связь с реальностью своего прошлого и настоящего.

Для каждого из героев Апокалипсис - это растянувшаяся в целую жизнь точка, "момент", когда бессмысленность парализовала их. А поскольку так живут все персонажи, то и сама реальность обретает соответствующие апокалиптические очертания. Пространство и время лишаются направления, становятся гибкими и взаимозаменяемыми: перемещение во времени оказывается оборотной стороной перемещения в пространстве. Это движение следует не логике привычных координат - календаря, километров, - а логике воспоминаний, условных и прерывистых, как всякие воспоминания.

Сама память - это то, от чего можно освободиться, что можно искупить сном, деструктивным состоянием, в котором разрушается всякая хронология. Только во сне Апокалипсис не является финальным аккордом и не осуществляется в категориях добра и зла. Пространство и время лишены протяженности или бесконечно растянуты, что, в общем-то, одно и то же. Именно поэтому за каждым Апокалипсисом возможна дальнейшая жизнь - а жизнь ли это на самом деле, неопределимо. Так же, как в этой фантасмагорической, лишенной координат реальности, в романе Эриксона связность воспоминания и алогизм сна, последовательность и бессмысленность настолько тесно переплетаются, что остается только безвольно поддаться этому затягиванию в апокалиптическую бесконечность.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1446
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3734
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2099
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2372

Другие новости