Советники рассказали Али Хаменеи, что иранские протестующие уже не боятся силовиков. Фото Reuters
Иран начал готовиться к переговорам с США о деэскалации ситуации на Ближнем Востоке. Об этом сообщил 3 февраля президент Масуд Пезешкиан. Встреча, которая, как ожидается, состоится на этой неделе в Турции, должна затронуть широкий круг вопросов, в том числе ядерную программу Тегерана. На этом фоне западные новостные агентства сообщили: в иранском руководстве растут опасения, что потенциальная операция США может спровоцировать в Иране новую, более мощную волну протестов, которые, как уверяли все эти недели местные власти, были полностью подавлены.
Тегеран готов ответить на призыв Вашингтона начать переговоры по деэскалации. Об этом Пезешкиан проинформировал в соцсети X. Он добавил, что это просьба ряда дружественных стран Ближнего Востока. Министру иностранных дел Исламской Республики Аббасу Арагчи поручено создать почву для диалога.
Консультации, по словам Пезешкиана, должны быть «справедливыми и равноправными», а также «свободными от угроз и неоправданных ожиданий».
По словам источников Axios, диалог планируют организовать 6 февраля на нейтральной площадке – в Турции, которая была одним из посредников между США и Ираном. Однако собеседники портала подчеркивают: этот сценарий не носит окончательного характера, и за неделю может произойти все что угодно. Особенно в свете того, что администрация президента Дональда Трампа уже нарастила в районе Ближнего Востока масштабную ударную группировку.
По словам иранских источников Reuters, в Тегеране растут опасения, что любая новая война с США приведет к повторному всплеску уличных протестов, начавшихся 28 декабря 2025 года и подавленных силовиками. По крайней мере пессимистичную картину представили в недавней беседе с верховным лидером Исламской Республики Али Хаменеи его ближайшие советники. По их оценкам, после подавления последних уличных акций в январе демонстранты попросту перестали бояться правоохранителей. «Нападение (США на Иран. – «НГ») в сочетании с демонстрациями разгневанных людей может привести к краху, – подчеркнул один из собеседников. – Это главная забота высших должностных лиц (в Иране. – «НГ»), и именно этого хотят наши враги».
Впрочем, источники Reuters дают понять, что иранские власти по-прежнему готовы применять силу к протестующим, несмотря на то что это вызывает гнев США. Общий накал может привести к кровавой бане, полагают собеседники агентства. Не исключено, что идея возобновления переговоров с США стала результатом внутренних консультаций.
Американо-иранские переговоры будут посвящены широкому кругу вопросов – от программы баллистических ракет большой дальности до проблем обогащения урана. Источники The New York Times (NYT) утверждают, что иранская сторона теперь готова полностью прекратить или заморозить свою ядерную программу ради достижения всеобъемлющих договоренностей с США, однако она требует отмены западного санкционного режима. По словам собеседников NYT, в Тегеране даже бы рассмотрели выдвинутый Вашингтоном в прошлом году вариант с созданием регионального консорциума по производству ядерной энергии, который бы позволил переместить производство урана с иранской территории на территорию региональных посредников.
Сейчас администрация Трампа направляет Ирану разные предложения, и «есть надежда избежать катастрофы, если в этих предложениях не будет угроз, высокомерия и они будут включать разумные условия», сказал накануне в разговоре с журналистами советник верховного лидера Ирана Али Шамхани. «Эти вопросы находятся на начальной стадии, – пояснил он. – Двусторонние переговоры должны начаться на основе достигнутого взаимопонимания и на условиях, что будут избегаться нелогичные и необоснованные требования». Иранский чиновник не исключает, что «существует возможность прямых и непрямых встреч с американской стороной» при соблюдении всех выдвинутых Тегераном условий.
Отдельно Шамхани признал, что страна может снизить уровень усовершенствования ядерного материала. «Уровень обогащения в 60% (близкий к оружейному. – «НГ») можно сократить до 20%, если это вызывает беспокойство, но необходимо заплатить за это, – сказал советник. – Обогащение урана до 60% предназначено исключительно для противодействия заговорам врагов против него, во-первых, и, во-вторых, для подготовки к переговорам и диалогу». Впрочем, он в то же время добавил, что количество высокообогащенного урана, оставшегося после 12-дневной войны, остается неизвестным. «Запасы были завалены обломками, – отметил Шамхани. – Пока нет никаких инициатив по его извлечению, учитывая сопряженные с этим риски».
Источники Axios утверждают, что Трамп уже отказался от силового сценария в отношении Ирана. По словам одного из собеседников издания, американский лидер «действительно не хочет этого делать», потому что сейчас не видит в Иране большой угрозы. Скептицизм в отношении возможных ударов по Исламской Республике разделяет большая часть окружения Трампа, утверждают источники Axios. Однако есть все основания считать, что такие сообщения могут быть подготовкой атмосферы к внезапному нападению, как это было во время 12-дневной войны, когда до последнего момента оставалось под вопросом, готовы ли США присоединиться к израильским ударам по иранской территории.
Так или иначе, Тегеран обещает ответить на нападения. «Израиль и Америка – это не два отдельных элемента, они – одно целое, – сказал Али Шамхани, рассуждая о сценариях потенциальной войны. – Если Америка нанесет удар, то Израиль, разумеется, будет вовлечен, и наш ответ должен быть соразмерным».

