0
2670
Газета Проза, периодика Интернет-версия

14.04.2016 00:01:00

Предтечи перестройки?

Тэги: власть, диссиденты, ссср, протест, социум


картина
Вольтер тоже был в какой-то мере
диссидентом.
Морис Кантен де Латур.
Портрет Вольтера. 1735.
Музей Антуана Лекьюи,
Сен-Кантен, Франция

Книга французской исследовательницы Сесиль Вессье (университет Ренна) посвящена истории протестного движения в постсталинскую эпоху Советского Союза. Историк пишет о его возникновении – от ранних, нередко индивидуальных заявлений и действий до относительно массовых акций и постоянных проектов («Хроника текущих событий»). На основе работы в архивах и личных интервью Вессье восстанавливает религиозное, национальное и правозащитное общественное течение, неподконтрольное властям.

В качестве одного из критериев его выбора для настоящей книги историк указывает ненасильственность средств, используемых диссидентами, отличающий их от целого ряда других оппозиционеров – «три принципа определяют рамки диссидентской деятельности: уважение к законности, отказ от любого насилия и стремление к гласности». И здесь возникают вопросы. Среди героев книги Вессье есть Эдуард Кузнецов. Но помимо реальной правозащитной работы Кузнецов принимал участие в неудачной попытке захвата самолета с целью побега из СССР 15 июня 1970 года, за которую был осужден. В дальнейшем заключение было описано им в книге «Мордовский марафон».

В связи с этим оказывается двусмысленным и заглавие книги. Да, лозунг «За вашу и нашу свободу» был действительно популярен в среде диссидентов и правозащитников (особенно после августовской демонстрации на Красной площади против ввода войск в Чехословакию в 1968 году). Но первоначально он возник раньше, еще в XIX веке во время Ноябрьского восстания 1830–1831 годов в Польше. Явно не пацифистского выступления.

книга
Сесиль Вессье.
За вашу и нашу свободу!
Диссидентское движение
в России.
– М.: Новое литературное
обозрение, 2015.
– 576 с.

Поэтому, может быть, Вессье следовало бы не ограничивать себя и читателей воссозданием только лишь истории ненасильственного движения, а взять шире весь спектр послевоенного антисоветского протеста. Тогда в книгу можно было бы включить рассказ о Всероссийском социал-христианском союзе освобождения народа – организации, стремившейся свергнуть коммунистический режим путем вооруженного переворота (1964–1967), а также историю восстания на большом противолодочном корабле «Сторожевой», которое поднял заместитель капитана по политической части Валерий Саблин (1975).

Спорно и утверждение, что диссиденты подготовили горбачевскую перестройку 1985 года. По словам Вессье, они повлияли на изменение умонастроения на Западе и в самом СССР и тем самым «ускорили падение системы, основанной на обмане и угнетении». В то же время по словам некоторых самих инакомыслящих (например, Ларисы Богораз и Сергея Ковалева), численность  подписывавших диссидентские документы (письма протеста, обращения) составляла полторы тысячи человек. В свою очередь, Вессье обращает внимание «на разрыв между помпезными названиями, которые выбирают себе группы, и их скромной численностью». Так, Рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях состояла из пяти сотрудников, а Христианский комитет защиты прав верующих – из шести человек.

Поэтому возникает вопрос об их известности и степени влияния на общественное мнение, которое не исчерпывалось фрондирующими интеллектуалами. В связи с этим позволю воспоминание об отношении к академику Андрею Сахарову в среде рабочих в первой половине 1980-х. После очередной антисахаровской статьи в центральной периодике они между собой не без раздражения говорили: «Зачем он все это делает, ведь у него все есть? С жиру бесится».

Представляется, что перестройка была вызвана некредитоспособностью советской экономики, оказавшейся в жесткой финансовой зависимости от стран Запада, предоставлявших кредит в обмен на демократизацию режима.

Вызывает печальное недоумение и неуместная ирония в отношении некоторых персонажей. Зачем писать, что один из представителей русских националистов Владимир Осипов, «краснея как девушка», рассказывает о себе? Автор этих строк отнюдь не в восторге от многих заявлений Осипова, высказанных им в книге «Три отношения к родине» и в подпольно выходившем журнале «Вече». Тем не менее уважение к человеку, отсидевшему за право свободно исповедовать свои убеждения в общей сложности 15 лет, исключает подобные филиппики. Уместнее критиковать Осипова по существу или просто изложить его концепцию.

Все-таки слова, приписываемые Вольтеру (тоже некоторым образом диссиденту), никто не отменял: «Мне отвратительно то, что вы пишете, но я бы отдал жизнь за то, чтобы вы могли писать дальше».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
249
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
412
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
464
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
343

Другие новости