Генерал Чжан Юся, член Центрального военного совета армии Китая, отстранен от должности по подозрению в «серьезных нарушениях дисциплины и закона». Фото Reuters
Агентство «Синьхуа» сообщило о расследовании, начатом против высокопоставленного генерала. Это Чжан Юся, который «подозревается в серьезном нарушении дисциплины и закона». Он занимал пост заместителя председателя Центрального военного совета (ЦВС), был и членом Политбюро ЦК КПК. Такие обвинения обычно подразумевают коррупцию. Жертвами чисток в последние годы стали многие генералы и армейские чиновники, а также некоторые видные деятели из сферы внешней политики. Но на сей раз дело идет не только о взятках, а о передаче секретной информации потенциальному противнику. Конкретно – о ядерном оружии Китая Америке.
Сообщение о том, что генерал, бывший вторым по должности лицом в ЦВС после председателя КНР Си Цзиньпина, совершил фактически акт измены, опубликовала The Wall Street Journal. В китайских СМИ об этом пока ни слова.
«Цзефанцзюнь бао», газета Министерства обороны, пишет: «Решения ЦК КПК подтверждают ясную позицию ЦК и ЦВС о том, что в борьбе с коррупцией не может быть никаких препон, не может быть снисхождений. Кем бы ни были лица, замешанные в коррупции, какие бы они посты ни занимали, никакой мягкости, великодушия по отношению к ним допущено не будет. Это борьба длительная, упорная, и нынешние расследования имеют громадное значение для того, чтобы эта борьба принесла успех».
Reuters называет Чжан Юся самой крупной фигурой, подвергшейся чистке за последние годы, добавляя, что он был близок к Си. Агентство АР сообщает, что расследования, с одной стороны, направлены на реформирование армии, с другой – на укрепление контроля Си Цзиньпина над ней. По данным АР, с тех пор как Си пришел к власти в 2012 году, за коррупцию было наказано более 200 тыс. военных чиновников.
Чжану 75 лет, он служил в сухопутных войсках с 1968 года. И вот, оказывается, какой поступок он совершил. Допустил утечку главных технических данных о ядерном оружии Китая. Официально следователи, занимающиеся коррупцией в войсках, предъявили ему обвинение в субботу. Но задержан он был ранее на прошлой неделе.
Си послал специальный отряд в город Шэньян на северо-востоке страны, где раньше служил Чжан. Члены этой группы остановились в отелях, а не на военных базах, где у Чжана может быть опора. Выясняются и новые подробности грехопадения генерала. До того как передать ЦРУ США секреты о ядерном оружии ради получения вознаграждения, он продвигал по службе тех офицеров, которые платили ему взятки.
Поступок Чжана кажется почти невероятным, если учесть, что он был близок к председателю КНР, а его родные принадлежат к числу героев, сражавшихся в составе коммунистических военных сил в годы гражданской войны. Помимо виноватого № 1, к ответственности привлечен и генерал Ли Чжэньли, начальник штаба объединенных операций (Генштаба). Его обвиняют в попытке подорвать контроль Компартии над армией.
Нынешние перетряски в Народно-освободительной армии Китая (НОАК) сопоставимы с событиями 1971 года, когда Линь Бяо, заместитель председателя КПК, попытался устроить мятеж против Мао Цзэдуна, утверждают аналитики в США.
Возникает вопрос: а как чистки сказываются на боеготовности армии и возможном противостоянии с США? Как раз в минувшую пятницу администрация президента США Дональда Трампа опубликовала стратегию национальной обороны. Она гласит, что необходимо не допустить доминирования Китая как военной державы над США и их союзниками. Но это не означает, что «речь идет о смене режима в Китае или о схватке не на жизнь, а на смерть. Скорее будет возможен пристойный мир на условиях, выгодных Америке, но также приемлемых для Китая».
В беседе с «НГ» Василий Кашин, старший научный сотрудник Высшей школы экономики, отметил: «Чжан Юся был самым сильным по своему весу в аппарате армии руководителем. Его считали доверенным лицом Си. Предыдущие раунды чисток, видимо, шли при его участии. Он оставался на своей позиции в армейской структуре намного позже, чем истек предельный возраст. Его привлечение к ответственности говорит о серьезной внутриполитической борьбе. Она охватывает не только армию, но и другие компоненты политической системы».
«Конечно, никакой борьбой с коррупцией это объяснить невозможно. Но о содержании этой борьбы у нас очень мало данных. Важно отметить также, что Чжан Юся помимо всего прочего отвечал за международные связи, в том числе за российско-китайское сотрудничество. Он был визави российских чиновников при обсуждении военного и военно-технического сотрудничества между нашими странами. Пока нет никаких свидетельств, что чистки сказались на боеготовности. Учения регулярно проводятся, модернизация вооружений продолжается. Хотя по масштабу наказаний это можно сравнить с тем, что происходило в СССР перед войной. Разница в том, что у нас почти всех подозреваемых расстреливали. А в Китае их арестовывают или снимают с должности», – сказал Кашин.
The Financial Times пишет, будто дело дошло до того, что оперативное управление войсками взял на себя сам Си. Какова же причина? Якобы в Центральном военном совете осталось только два человека. Один из них сам лидер КНР.

