0
3205
Газета Проза, периодика Печатная версия

28.02.2024 20:30:00

Бегом от старости в модных кроссовках

Как поверить в себя и другие лирические истории

Тэги: проза, рассказы, лирика, философия, влюбленность, отец, сын, бабушка, хемингуэй, юрий казаков, литинститут


8-14-1480.jpg
Бабушка была обычной…
Константин Маковский. Голова
старухи. 1890-е. Новгородский
государственный объединенный
музей-заповедник
Дебютный сборник рассказов и повестей, объединенных темой детства и юности в провинции, выпускника Литинститута, лауреата русско-итальянской литературной премии «Радуга» Юрия Лунина представляется философской прозой с элементами лирического бытописания. Про что эти истории, видящиеся продолжением традиции Юрия Казакова и раннего Хемингуэя? Жил-был мальчик с бабушкой и дедушкой, бабушка была обычной, а вот дедушка – местечковым корреспондентом-самоучкой. А еще фотографом-любителем, а еще живописью интересовался, а еще животным миром, а еще всеми силами бежал от надвигающейся старости в своих модных кроссовках – но не убежал. Однажды парень влюбился в девушку, пошел с ней в турпоход, но там был другой юноша, который понравился девушке значительно больше, поэтому красавица предпочла соперника, а главный герой попал в объятия зеленого змия. А еще один мальчик мучительно стеснялся выступать перед родственниками с номерами самодеятельности, принуждаемый к этому тщеславным отцом; но однажды он встретил друга, который помог ему поверить в себя и полюбить жизнь.

Если в историях и есть нравоучительное зерно, то оно призрачное. Впрочем, нет здесь и натужного оптимизма, иногда свойственного прозе для юношества, – это глубокие воды. Однако и к ностальгическому воспоминанию о конце 90-х на периферии, о тепле родительской семьи, первой несчастливой любви или трагически оборвавшейся дружбе, необычном жизненном опыте книгу тоже свести нельзя. Как читатель, возможно, уже догадался, у Юрия Лунина есть секрет, с помощью которого ничем не примечательная на первый взгляд, даже тривиальная история-эссе преображается в маленькое чудо. Это авторские размышления и отступления, которые учат нас неоднозначности мира, жизни, нас самих.

«– Грибочков-то мы с тобой, сынок, уже успели набрать, правильно?

8-14-11250.jpg
Юрий Лунин. Фиолетовая
рыба: Рассказы и
повести.– М., 2023. – 200 с.
– Конечно, – ответил сын и тоже вдруг обнял отца обеими руками, и они молча стояли обнявшись. Такое было между ними впервые. Они знали друг друга уже 10 лет, и лишь сейчас дождь привел их в место, где можно было поступить только так – обняться и стоять. Сын чувствовал, что сейчас отец не думает ни о грибах, ни о работе, ни о деньгах; сейчас он думает о том, что у него есть сын и что это хороший сын».

Тексты писателя балансируют на тонкой грани между низовым реализмом и богоискательской нотой, гласящей, что все не напрасно, жизнь продолжается. В ней есть неизбежные печали и потери, но главное – красота обыденного и сохранение тепла в себе. Когда я думаю о том, что связывает автора этой книги с ее издателем, шекснинским поэтом и однокурсником Юрия Григорием Шуваловым, то понимаю, что общий мир. Лирическая печаль бытия, способность остановить мгновение и услышать его музыку.

Еще в литинститутские годы – Юрий пришел в вуз отнюдь не со школьной скамьи, попробовав себя и в живописи, и в музыке, – проза Лунина высоко ценилась его педагогами. Однако, будучи, по собственному признанию, не только малопишущим, но и долгопишущим, первую настоящую книгу уже зрелый автор подготовил почти 15 лет спустя. Она – отражение его пути от небольших ранних очерков, появлявшихся в периодике, до формата повести. Концентрированное слово… хочется сказать – поэтическое, лирическое. Наверное, так и есть.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Утопить ненависть в море любви

Утопить ненависть в море любви

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Константин Кедров – настоящий поэт еще и потому, что поэзия для него прежде всего игра и головоломка

0
5301
И розовый бантик

И розовый бантик

Вячеслав Харченко

Истории про бокалы для шампанского

0
3323
Подопытные Джойс, Набоков и Кафка

Подопытные Джойс, Набоков и Кафка

Игорь Михайлов

Теперь каждый может стать Андреем Бычковым

0
3245
В день Семистрельной и Страстной

В день Семистрельной и Страстной

Борис Колымагин

Валентин Дронов пишет здесь и сейчас, но так, как говорили в 1980-х

0
2673

Другие новости